НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Триумф Вакха" знаменитого флорентийского художника XVI столетия Джорджо Вазари

c 20 апреля по 20 июня 2011Саратовская область
Джорджо Вазари «Триумф Вакха».  Конец 1560 – начало 1570-х годов.  Дерево. Масло. 171х137
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева начинает проект «Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея».

В 2011 году первый цикл публикаций об итальянских и испанских живописных работах будет посвящён году Италии и Испании в России.

Радищевский музей приглашает Вас сегодня в один из своих залов, где сосредоточены произведения итальянских мастеров. Центральное место здесь традиционно принадлежит картине «Триумф Вакха» знаменитого флорентийского художника XVI столетия Джорджо Вазари (1511-1574).

Почему мы хотим остановить ваше внимание именно на этой картине?

В первую очередь, потому, что произведение это, бесспорно, является шедевром искусства живописи.

Редкая его особенность - уникальное техническое качество работы. Написанная 450 лет назад, картина, практически не подвергалась реставрациям. Её обрамляет резная, золочёная рама, по всей видимости, современная живописи и исполненная по проекту автора картины.

Джорджо Вазари, один из выдающихся мастеров позднего Возрождения в Италии, почти не представлен в отечественных собраниях. Это ещё больше повышает значимость картины из собрания Радищевского музея.

Художник родился в городе Ареццо в 1511 году в семье горшечника. Ещё подростком на родине он начал учиться художественному ремеслу. Изучал живопись и рисунок в мастерских знаменитых художников Флоренции.

Художник того времени мог выжить только при умении выполнить любой заказ. Вазари писал картины, проектировал здания, расписывал стены, оформлял придворные празднества и церемонии. По его проекту построено здание Уффици во Флоренции. Большую славу принёс Вазари знаменитый исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», изданный во Флоренции в 1550 году. И сегодня эта книга является незаменимой в работе исследователя итальянской культуры.

Джорджо Вазари жил в смутные, тревожные времена. Вольные города Италии, в которых зародилась и расцвела культура Возрождения, теряли свою независимость. Во Флоренции установилась тирания Медичи. Вазари был на службе у Медичи. Придворная жизнь была отмечена вкусом к утонченности. В произведения ценилась прежде всего виртуозность, владение различными манерами. Позднее это направление получило название - маньеризм.

Картину «Триумф Вакха», можно считать эталонной для маньеризма и для художественного метода Вазари.

Козимо Медичи увлекался античностью и, возможно, картина была написана по его заказу. Обращаясь к популярной теме вакханалии, художник должен был решить её в новом вкусе, позаботиться о благородстве и изяществе стиля.

Прежде всего, Вазари исключает естественный природный фон празднества, которое совершалось в начале осени, в пору созревания молодого вина и символизировало, пусть краткое, освобождение человека от тяжести повседневных трудов. Считается, что замысел картины был придуман поэтом Аннибале Каро.

Подготовительные рисунки для этой композиции хранятся в музее Лувра ( Париж) и Уффици (Флоренция). Необычен образ Вакха. Языческий бог, вдохновляющий празднество, изображён утомлённым, с поникшей усталой головой.

Совсем не похожи на неистовые вакхические пляски изящные движения танцующих девушек. Грациозность признавалась современниками художника за абсолютное качество красоты. Произведение Вазари увлекает декоративным и техническим совершенством и мало кто подозревает наличие в нём серьёзного замысла. Но ведь не просто узор из человеческих фигур представляет мастер-виртуоз. Что же хотел сказать художник своему зрителю?

Фигура Вакха делит изображение на две части. Слева — юные вакханки и маленький сатир с чашей вина. Они прославляют Вакха.

По другую сторону - толстый пьяница Силен, пьющий вино из большого кувшина. Под уздцы он держит своего неизменного спутника, осла, символизирующего низменное начало. Вазари усиливает эту тему, помещая рядом с Вакхом ещё и огрубевшую старую вакханку. Этот персонаж редко встречается и нам долго пришлось разгадывать, кто скрывается за этой мужеподобной внешностью? В одной руке её — виноградная гроздь, другая рука касается ослиного уха. Замысел Вазари можно истолковать так: если в молодости естественно вакхическое веселье, то в старости безрассудное пристрастие к вину и утехам плоти являются падением для человека. Не случайно, Силен располагается прямо на земле, под ногами Вакха.

Картина написана по белому грунту, поверх которого художник проложил ещё один тонкий и прозрачный розовый слой имприматуры. Этот слой, незаметно для зрителя, влияет на красочную палитру художника, обогащает её и придаёт всем краскам холодноватый тон.

На обороте картины стоит фирменный знак мастерской, изготовившей древесную основу для живописи. Три тополёвых доски соединены так мастерски, что места стыков совсем не заметны для зрителя.

Качество основы и великолепное владение технологическими секретами живописи сделали картину прочной. Возраст произведения, 450 лет, не отразился на его прекрасной живописи.

Каково же происхождение картины?

Издавна она принадлежала семейству флорентийских банкиров, торговцев, меценатов и коллекционеров — Джерини, по их заказам работали лучшие художники Италии. С 1820 по 1836 семейное собрание, включавшее 328 картин, распродавалось на аукционах Европы. Картина «Триумф Вакха» была приобретена для Императорского Эрмитажа во Флоренции у художника Августа Рибле в 1860 году.

Перед открытием Радищевского музея в Саратове его основатель, Алексей Петрович Боголюбов обратился к императору Александру III с просьбой о поддержке. Тогда в запасниках императорского Эрмитажа было отобрано для Саратова около 30 картин старых мастеров. Среди них был и «Триумф Вакха».

На родине художника картина до последнего времени считалась утраченной. Об этом сообщает каталог выставки Вазари, состоявшейся в Ареццо, в 1981 году. Ради возможности созерцания одной только этой картины стоило бы придти в музей!

Краснопёрова Л.П.,

старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Радищевского музея

www.museum.ru/N42698
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru