НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Отчет о сохранности объекта "Ансамбль Ферапонтова монастыря"

2 февраля 2011Вологодская область
Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вид сверху
Отчет начинается с описания расположения объекта, характеристик, сделанных в историческом, культурном и региональном контексте, а также социально-экономического потенциала указанного объекта, характеристики и описания, основной информации, истории и значения объекта в прошлом, ценности в соответствии с критериями Списка объектов Мирового значения, настоящего использования памятника и его окрестностей.

Другая важная часть отчета описывает границы объекта и его буферные зоны.В заявке на номинацию в Список границы объекта (территория памятника) были определены в границах каменной ограды XIX века. На национальном уровне в 2002 году разработан Проект зон охраны, где в связи с наличием археологической ценности граница памятника была расширена на 25 м в южную, восточную и северную стороны, в связи с наличием видовых и ландшафтных связей в западную сторону граница памятника расширена до озера. Границы буферной зоны, зоны регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта незначительно изменены в сторону увеличения.

Российская Федерация – сторона конвенции просит Комитет Всемирного наследия принять это увеличение.

Проект зон охраны (Bufer zons) разработан ГУП ЦНРПМ МК РФ в 2002 году и утвержден Постановлением Правительства Вологодской области № 583 от 14.05.2007 года.

Генеральный план села Ферапонтово, совмещенный с проектными предложениями по развитию застройки в охранных зонах Ферапонтова монастыря Кирилловского района Вологодской области, был разработан ГУП ВО «Головное ХППАПбюро» (г. Вологда) в 2002 году и утвержден решением Представительного Собрания Кирилловского муниципального района от 24.11.2006 № 120. Данный документ не противоречит проекту зон охраны Ансамбля Богородице Рождественского Ферапонтова монастыря, утвержденному Постановлением Правительства Вологодской области № 583 от 14.05.2007 года.

После встречи с экспертами Комиссии ЮНЕСКО, которая состоялась 8-ого декабря 2010 года, было предложено проверить все реконструируемые и строящиеся объекты на территории буферной зоны объекта Всемирного наследия на соответствие проекту охранных зон и утвержденной проектной документации. 14-ого января 2011 состоялась встреча, участниками которой были представители Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, начальник Управления архитектуры и градостроительства Вологодской области, начальник Управления и градостроительства архитектуры администрации Кирилловского района, помощник прокурора Кирилловского района, представители Ферапонтовского поселения.

Было представлено разрешений на строительство 8 объектов (7 из них - индивидуальные жилые здания, одно – общественное). Комиссия обследовала строящиеся им реконструируемые в буферной зоне жилые дома, отклонений от проектных параметров не выявлено.

В отчете указаны существующие законодательные формы по сохранению памятника, которые представлены списком основных нормативных правовых актов об охране и использовании памятников истории и культуры и основных градостроительных. Основной закон Российской Федерации № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На основании данного закона разрабатывается проектная документация по реставрации, согласовывается с федеральными органами охраны памятников, работы выполняются на основании согласованной проектной документации и разрешения, выданного федеральными органами охраны памятников.

В следующей части отчета представлена система управления и использования объекта. Музей фресок Дионисия, действующий на территории Ферапонтова монастыря, является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Ансамбль Ферапонтова монастыря внесен в список памятников истории и культуры государственного значения Постановлением Совета Министров РСФСР № 1367 от 30 августа 1960 г. В 1997 году на основании Указа Президента монастырь был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. До 1998 года управление музеем осуществлялось Министерством культуры Российской Федерации совместно с Департаментом культуры Вологодской области, финансирование осуществлялось за счет средств бюджета Вологодской области. С 1998 года финансирование и управление памятником осуществлялось Министерством культуры Российской Федерации. В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь в Список Всемирного наследия. До 2008 года вопросы управления решались Управлением культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии под руководством А.С. Колупаевой. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 759-р от 01.06.2009 ансамбль Ферапонтова монастыря вошел в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой. В настоящее время управление музеем осуществляется Департаментом культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации под управлением Р.Х. Колоева и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия под руководством В.В. Петракова.

Наиболее объемная часть отчета - общая информация об объекте, информация по исследованиям, связанным с текущим состоянием объекта, подробное описание работ, проводимых на памятнике на протяжении последних 10 лет, аннотации к отчетам о реставрационных работах на стенописи Дионисия (1502 г.) собора Рождества Богородицы.

Все работы, осуществлявшиеся в соборе Рождества Богородицы с 2000 по 2009 год, были направлены на расширение возможностей знакомства всех категорий посетителей с уникальным памятником в условиях максимального обеспечения его сохранности с приоритетом превентивной консервации. В связи с этим, все годы отчетного периода продолжалась работа музея по консервации уникальных фресок и мониторингу температурно-влажностного режима, требующая ежедневного и ежечасного (в условиях посещаемости) внимания к состоянию памятника. Исследования температурно-влажностного режима воздушной среды в соборе с 2000 года дополнены исследованиями режимов кладки стен – основного носителя авторской росписи Дионисия 1502 года. Результаты проведенных исследований позволили принять и реализовать проект искусственного регулирования температуры в соборе – теплого пола с разработкой режимов всех исторически взаимосвязанных помещений соборного комплекса. Радиосистема контроля климата, фиксируя малейшие изменения в его состоянии по всей высоте собора, дает возможность дальнейшего отслеживания и исследования вариантов безопасной посещаемости памятника. Кроме нормализации режимов с устройством нового напольного покрытия улучшилась защита росписи от пылевых загрязнений, что позволило продолжать консервационные работы на нижних ярусах стенописи по утвержденным методикам опытным коллективом реставраторов ГосНИИР реставрации, работающим на памятнике более четверти века. За эти годы завершен основной объем консервационных работ с минимальным вмешательством в структуру авторских слоев: точечная подклейка мельчайших фрагментов красок, потерявших связь со стеной, и удаление загрязнений с мелящих красок без из предварительного укрепления - уникальные достижения реставрационной науки и практики. По мере осуществления работ продолжался мониторинг сохранности красочного слоя стенописи с отслеживанием микробиологического состояния воздушной среды и поверхности красочного слоя. Во всех этих направлениях работы музей тесно сотрудничает с ведущими научными реставрационными организациями России – ЦНРПМ, ГосНИИР. Все исследования и разрабатываемые проекты рассмотрены и согласованы с федеральными органами охраны памятников.

Следующая часть отчета описывает потенциальные коренные изменения и новые постройки внутри охранных зон. В связи с тем, что на территории монастыря находятся, главным образом, культовые памятники в настоящее время нет помещения, где можно принять туристов, отсутствует отапливаемый благоустроенный общественный туалет, киоски для продажи сувениров, места для отдыха. В связи с этим был разработан проект реконструкции бывших монастырских келий, которые существовали у северной стены церквей Богоявления и Ферапонта с середины XVII века до середины XX века. Здание находится в таком месте, которое не попадает в видовые коридоры при съемке и не оказывает зрительного воздействия на восприятие монастыря.

В музее имеется острая необходимость организации зоны приема посетителей, основной контингент которых составляют люди пожилого возраста и дети. Здание точно вписано в план, обнаруженный при проведении археологических раскопок в 1984 году, высота принята с учетом следов, оставшихся на северном фасаде церкви Богоявления. Здание оставляет открытым коридор видимости в сторону озера, если наблюдатель находится у входа в центральный соборный комплекс.

На многих древних иконах и старых фотографиях, представленных в отчете, видны деревянные кельи, расположенные слева от Святых ворот, в которых в XVII веке проживал опальный Патриарх Никон. В условиях нехватки музейных площадей целесообразно воссоздание указанного здания и размещение в нем музейной инфраструктуры.

Существует альтернативное место для размещения туалета - в первом ярусе Колокольни с галереями (XVII в.).

Далее в отчете идет описание стратегии развития туризма. Основное направление развития Ферапонтовского сельского совета - туризм. К такому решению склоняется большинство руководителей на территории сельского совета и Кирилловского района. Грамотно организованный туризм (а не отдельные специфические частные гостевые дома, обслуживающие узкий круг лиц) способен приносить большую прибыль и дополнительные рабочие места. Поэтому в данном проекте особая роль отведена рассмотрению объектов, обслуживающих туристов. Условно они поделены на 3 большие группы: крупные туристические базы и гостиницы, небольшие туристические базы и кемпинги, малые гостиницы, этнографические дома. В отчете подробно рассмотрено размещение вышеназванных объектов на территории сельского совета. При проектировании учитывались документы национального парка «Русский Север». Особо следует отметить, что развитие туризма предполагает в первую очередь развитие экскурсионных маршрутов, разработку программ занятости туристов с разными возможностями и интересами, различного возраста и взглядов. Как показывает опыт, строительство большого количества гостиничных номеров без развитой культурно-развлекательной программы не приносит желаемого дохода, интерес к данной местности падает. При выборе размещения туристических объектов на территории сельского совета учитывались многое ограничения, связанные с охранными зонами, особой значимостью данных территорий, разработанная ранее документация, наметившиеся тенденции.

Кроме того, на территории Ферапонтовского сельского поселения предусмотрены организованные туристические стоянки. Они проектируются с учетом максимального сохранения природной среды и с учетом всех экологических требований. Включают в себя: подъезд и стоянка на 2 - 3 машины у дороги, место кострища, расположения палаток, склад дров, контейнер для отходов. Располагаются на берегах озер, на свободных территориях с учетом интересов местных жителей. Организация туризма по берегам озера Бородаевского подробно разработана в проекте «Рубки формирования ландшафта вдоль туристического маршрута, по озерам Ферапонтова монастыря» в НП «Русский Север».

Так как основой развития территорий Ферапонтовского сельского совета принят туризм, возникает необходимость увеличения и большего разнообразия объектов туристического показа. Территории по берегам Бородаевского озера имеют интереснейшую историю.

Вы можете скачать Отчёт пройдя по ссылке (Английский язык, PDF)

www.museum.ru/N41975
Ваше мнение »»

»»Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Вологодская область, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Проезд:Автобусы "Вологда-Кириллов", "Череповец-Кириллов"
Телефоны:(81757) 3-1735, 3-1479 (экс. бюро)
сайт:kirmuseum.org/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие, для профессионалов

важные события  x    ?  

новости от 18.04.2024  x    ?  


"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка «Кант и русская культура» в рамках Балтийского культурного форума

Николай Львов. Избранное

В Третьяковской галерее завершена реставрация картины Василия Перова «Охотники на привале»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru