НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Вечер волшебной музыки

2 января 2011Республика Татарстан
«Хрустальное Трио» на сцене елабужского Дворца культуры
В.Попрас и В.Перминов изображают игру на «шарманке»
Бутылка - тоже инструмент
И.Скляров показывает, как играют на стеклянной арфе
В канун Нового года Елабужский государственный музей-заповедник и глава города Г.Е.Емельянов преподнесли елабужанам необычный подарок – концерт ансамбля «Crystal Trio» («Хрустальное Трио»). Он проходил в городском Дворце культуры, где в мраморном зале призывно сверкала огнями новогодняя ёлка, которая в детстве для каждого из нас являлась предвестницей сказочных чудес.

И этот вечер, действительно, был похож на чудо, настолько непривычными были инструменты, созданные из стекла, их звучание, сравнимое, разве что, с музыкой небес. Один из трёх инструментов – стеклянная арфа, представляющая из себя набор тонких прозрачных бокалов на невысоких ножках, – была известна ещё в XVIII веке. За своё ангелоподобное «пение» она даже удостоилась названия «Серафим». Пик популярности стеклянной арфы (или гармоники) пришёлся на XVIII век. Специально для неё писали мелодии Бетховен, Моцарт, Берлиоз и другие композиторы.

Однако этот инструмент, с восторгом воспринимавшийся камерной аудиторией, «потерялся» в больших концертных залах. В результате, на смену ему пришли оркестровые колокольчики и челеста, а подлинное искусство игры на стеклянной гармонике было утрачено почти на два столетия. И вот теперь оно переживает новое рождение, чему в немалой степени способствуют звукоусилители, позволяющие давать концерты практически для любого количества зрителей.

Родоначальником «Хрустального Трио» стал профессиональный музыкант Игорь Скляров, получивший образование по классу баяна в Новосибирской консерватории. Впервые он увидел и услышал стеклянную арфу в 1998 году и был покорён её ни с чем не сравнимым звучанием. Не откладывая дело в долгий ящик, он вскоре собрал собственный инструмент из нескольких комплектов хрустальных бокалов и начал его осваивать. Фактически всё приходилось начинать с нуля, причём путём проб и ошибок, поскольку ни школы, ни пособий игры на стеклянной арфе не существовало. Пальцы, привычные к кнопкам баяна, учились извлекать музыкальные звуки, прикасаясь к краешкам бокалов. Увлечение стеклянной музыкой очень скоро переросло в желание исполнять её на профессиональном уровне, для чего нужны были как единомышленники, так и качественно другие инструменты.

Сегодняшний состав ансамбля сложился не сразу, да и сценические инструменты появились только тогда, когда музыканты познакомились в Германии с Сашей Реккертом, который стал вначале автором стеклянной арфы, а затем второго уникального инструмента – веррофона, представляющего собой набор различных по длине стеклянных трубок, закреплённых в специальной деревянной раме. По аналогии с веррофоном участники ансамбля позже уже собственноручно изготовили пан-флейту. Этот один из самых древнейших на земле инструментов в стеклянном исполнении появился только в XXI веке. Причём, первая пан-флейта была у музыкантов похищена. Произошло это незадолго до того, как ансамбль должен был принять участие в телевизионном проекте «Минута славы», так что срочно пришлось делать новый инструмент.

В считанные годы ансамбль «Хрустальное Трио» обрёл мировую известность. И это не удивительно, их музыка буквально завораживает слушателей. Включая в свой репертуар шедевры мировой классической музыки, исполнители придают ей совершенно новое, неожиданное, возвышенное звучание. Особенно потрясающе воспринимается в живом исполнении соло на стеклянной арфе Игоря Склярова. Во время игры с его лица не сходит блаженная улыбка, а руки музыканта словно священнодействуют, виртуозно извлекая из стеклянных граней непостижимую божественную гармонию звуков.

Не менее блестяще владеют своими инструментами Владимир Попрас (веррофон) и Владимир Перминов (пан-флейта). Последний к тому же великолепно вёл весь концерт, напоминая своим видом доброго сказочника, посвящающего зрителей в тайны стеклянной музыки, в историю создания и исполнения того или иного произведения.

Вот что, в частности, рассказал он о «Танце феи Драже» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Этот танец повелительницы Страны сластей Пётр Ильич написал специально для очень необычного инструмента. Будучи на Всемирной ярмарке в Париже, он услышал звучание совершенно непохожего ни на какие другие инструмента. Это была челеста, на которой играли, ударяя молоточками по стеклянным пластинам. Чайковский решил во что бы то ни стало вставить звучание этого инструмента в свой новый балет. Но чтобы сделать сюрприз для публики, до дня премьеры челеста хранилась в тайне. И сюрприз, действительно, удался: когда зазвучал «Танец феи Драже», зрители стали даже вставать и заглядывать в оркестровую яму, чтобы увидеть инструмент, который издаёт такие необыкновенно волшебные звуки».

Впрочем, по словам Владимира Перминова, ещё задолго до Чайковского другой великий русский композитор Михаил Иванович Глинка использовал челесту в своей сказочной опере «Руслан и Людмила». И когда шесть лет тому назад это произведение решили поставить в Большом театре, используя ноты, которые издавались при жизни композитора, то, наткнувшись на запись «хрустальная гармоника», дирижёр и музыканты оказались в большом затруднении, не представляя, что это за инструмент. А когда, наконец, выяснили, то стали искать исполнителя. Им оказался Игорь Скляров, который на первом спектакле в Большом театре сыграл эту партию на стеклянной арфе.

Прозвучал «Танец феи Драже» и на елабужской сцене. В свой концерт музыканты включили такие произведения, как «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди, «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига, «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санса, «Турецкое рондо» Амадея Вольфганга Моцарта, «Юмореску» Антонио Дворжака, «Венгерский танец» Иоганесса Брамса, «Музыкальную табакерку» Анатолия Лядова, «К Элизе» Людвига ван Бетховена, арию из пасхальной оратории Иоганна Себастьяна Баха и другие мелодии. Они звучали столь нежно, сказочно и чарующе, что сравнить их с какими-то привычными нам звуками, даже из сферы классической музыки, было бы чрезвычайно затруднительно. Вот уж поистине то ли песнь серафимов, то ли небесная музыка сфер, которую слышал античный гений Пифагор. После каждой мелодии следовал взрыв аплодисментов, а то и овация с криками «Браво!» В заключение концерта музыканты исполнили шуточный номер «Стаканьола», продемонстрировав игру на «шарманке», на бутылках из-под шампанского и коньяка, а затем вместе с елабужским кураистом Толгатом Зариповым сыграли татарскую народную мелодию.

Завершив два отделения концерта и выслушав слова признательности и восхищения от генерального директора музея-заповедника Г.Р. Руденко, артисты пригласили на сцену всех желающих поближе познакомиться с их инструментами. Стеклянная арфа и веррофон тут же были окружены толпами любопытствующих. Игорь Скляров и Владимир Попрас отвечали на вопросы, объясняли, как извлечь из стеклянных граней музыкальный звук (а это можно сделать лишь предварительно смочив пальцы в воде). К бокалам и трубкам одновременно тянулось множество рук и скоро зал наполнился необычной музыкой. Причём случайные, хаотичные звуки, которые, казалось бы, должны были резать слух, воспринимались как некая вполне благозвучная импровизация.

Во время выступления Владимир Перминов пообещал зрителям, что они уйдут с концерта лёгкими и просветлёнными. И действительно, публика покидала Дворец культуры счастливая и умиротворённая, унося в душе радость от соприкосновения с музыкальным чудом, имя которому «Хрустальное Трио».

Людмила Пахомова,

журналист ЕГМЗ (фото автора)

www.museum.ru/N41822
Ваше мнение »»

»»Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9
Проезд:См. здесь
Телефоны:(85557) 7-86-68
сайт:elabuga.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: музыкальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 24.04.2024  x    ?  


Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Всероссийская художественная выставка "Грани победы"

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Выставка к 80-летию освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков

Дмитрий Стрелков "Живописная партитура". Живопись

Выставка-ретроспектива "Дневник Победы" в Музее Востока

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка «Хвостатая душа Петербурга»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru