НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Елабуга в объективе трёх столетий»

c 16 декабря 2010 по 15 января 2011Республика Татарстан
Елабуга. Улица Карла Маркса (50-60 гг. ХХ века)
Дача Стахеевых. Красный ключ
А.Куклин. Утро на городище
Л.Пахомова. Сельский мотив
Под таким названием 16 декабря в Выставочном зале Елабужского музея-заповедника открылась новая экспозиция. На ней представлено 80 фотографий, показывающих наш город в хронологическом отрезке от конца XIX до начала XXI века.

До появления фотографии только художники могли запечатлеть для своих современников и будущих поколений так часто меняющиеся городские пейзажи. Но, как правило, они писали в основном виды столиц или места особенно примечательные, оставляя в забвении провинциальные российские города. Однако во второй половине XIX века эта ситуация кардинальным образом изменилась. С этого времени создание отечественных городских пейзажей как в традиционном изобразительном искусстве, так и в быстро ставшей популярной фотографии шло фактически параллельно.

Примером этого может служить и Елабуга, где первое фотоателье открылось в 1863 году. А в 1862-1863 годах в город для росписи Покровской церкви был приглашён художник-академист Карл Гун. В течение года он выполнил не только основной заказ, но и сделал более 200 зарисовок с натуры в свой путевой альбом. Часть его рисунков посвящена непосредственно Елабуге. Художник, в частности, изобразил ярмарочную и уличную торговлю, проходившую на фоне городской застройки, а также несколько видов Чёртова городища. На одном из этих рисунков, помеченных сентябрем 1862 года, можно увидеть не только развалины древней башни, но и панораму города с силуэтами пяти церквей. Причём Спасский собор в то время имел ещё трёхъярусную колокольню (пятиярусная была выстроена два года спустя). И на одном из снимков тех лет храм остался также запечатлённым со старой колокольней.

Появление в Елабуге первых фотографов совпало со временем, когда город отстраивался после страшного пожара 1850 года, уничтожившего на главных улицах большую часть деревянных построек. После этого дома и общественные здания стали строить в основном из кирпича, по индивидуальным проектам с различными архитектурными украшениями: фигурными карнизами, колоннами, арками, лепниной и т.д. Словом, к концу XIX века город был заново отстроенным, цветущим и, судя по сохранившимся открытым письмам и почтовым карточкам, фотографы с удовольствием снимали панорамы Елабуги, отдельные улицы, площади, храмы и здания.

Из различных источников известно, что до революции фотографией в Елабуге занимались Михаил Неофитович Мышкин (фотоателье располагалось на ул. Малмыжской, ныне – пр. Нефтяников), Виктор Федорович Петров (ул. Средняя, ныне – Стахеевых), М.Е. Сорвиров и Августина Сорвирова, Фридрих Иоганнович Рейкен (ул. Московская) и Е.Тихановская.

Кто из них является автором тех или иных видов города – неизвестно: сохранившиеся открытки и почтовые карточки таких сведений не содержат. Можно только на примере губернского города Вятки сказать, что тиражи их печатались в Вятке, Москве, Швеции, Германии и Австрии.

Дореволюционные виды Елабуги за последние годы публиковались в нескольких краеведческих изданиях, вызывая неизменный читательский интерес. А благодаря новой выставке с ними теперь может познакомиться более широкая публика. Фотокопии формата А3 позволяют в подробностях рассмотреть детали, которые сложно увидеть на сравнительно небольших снимках, опубликованных в книгах. Старинные фотографии были не просто отсканированы на качественном современном оборудовании, получив вторую электронную жизнь. По заказу музея-заповедника они прошли реставрацию в специализированной мастерской. И если уж предстают пред зрителями не в первозданном виде, то во всяком случае без существенных дефектов и потерь, которые возникли за 100-150 лет их существования.

Чем же интересны дореволюционные снимки? Конечно же, в первую очередь тем, что они сохранили облик разрушенных в годы советской власти двух церквей (кладбищенской Троицкой и монастырской Казанской Божьей Матери), удивительного по своей красоте дома купцов Гирбасовых, пристанской чайной с открытыми террасами, украшенными деревянной резьбой, дачи Стахеевых на Святом (Красном) ключе, подобной сказочному терему, чья резьба сравнима с изящным тонким кружевом, и других зданий.

Фотографии позволяют узнать, какими были первоначально известные в городе дома. Например, оба здания нынешнего медицинского училища на ул. Казанской имели прежде на первых этажах торговые лавки. Административное здание суворовского училища предстаёт на снимках в двух совершенно различных видах. Таким, каким его построил в 1820 году городской голова Д. Мыльников. И таким, каким оно стало у купцов Стахеевых, перестроивших дом в торговую контору. При этом обычная угловая часть здания была украшена сильно вынесенным эркером с устроенной внутри него лоджией. Возвышающийся над эркером невысокий купол в виде сомкнутого свода придает зданию еще более парадный и внушительный вид.

Один из снимков, сделанный с колокольни Троицкой церкви, запечатлел совершенно не застроенный в ту пору участок между Александровским садом и ул. Малмыжской (пр. Нефтяников). Очевидно, первым здесь был возведён двухэтажный каменный дом, пожертвованный купцом С.Ф. Гирбасовым под лечебницу для душевнобольных. Открытие её состоялось в 1891 году. В советское время в здании разместился Дом-интернат для престарелых.

А ещё снимки позволяют судить о том, как менялся окружающий Елабугу природный ландшафт. Так, например, если сейчас берега Тоймы и ее пойма густо поросли деревьями и кустарниками, то в XIX веке это были сенокосные угодья, лишённые какой бы то ни было древесной растительности. Интересны фотографии и 50-х –70-х годов ХХ века, когда ул. Казанская ещё не знала асфальта. Её проезжая часть была вымощена брусчаткой, а тротуары выложены белым известняковым камнем. На площади Ленина располагался в то время стадион, где летом играли в футбол, а зимой заливали большой городской каток. Словом, пытливый взгляд обнаружит на снимках много интересного и порой неожиданного. В целом же они дают представление о том, как менялся облик города на протяжении полутора столетий.

Современная Елабуга представлена на цветных фотографиях именами Андрея Полозова, Тагира Махмутова, Евгения Поспелова, Алексея Куклина и автора этих строк. Фотографам XXI века уже не нужно обременять себя трудоёмким процессом проявки негативов и фотопечати. Цифровая техника позволяет делать огромное количество снимков и затем редактировать их в электронном виде. Не случайно в архиве каждого из названных фотографов десятки и сотни тысяч снимков, запечатлевших Елабугу в разное время и в разных видах – от всем известных достопримечательностей до стареньких покосившихся домиков на окраинах. Казалось бы, один и тот же город, но насколько непохожим предстаёт он в работах этих авторов! Взять, к примеру, излюбленный елабужскими фотографами всех времён сюжет Чёртова городища и его окрестностей. А. Полозов сделал снимок ранним утром, когда старый город был окутан туманом, подсвеченным лучами восходящего солнца, а на городище мирно паслось стадо овец. На фотографии Е. Поспелова панорамный кадр захватывает ресторан, крепостные ворота, башню и Спасский собор. Ракурс, безусловно, не нов, но ему удалось сделать качественный снимок уже в сумерках, а это, как говорится, высший пилотаж. Фотографию А. Куклина можно смело причислить к разряду редких счастливых удач. Он снимал городище ранним утром. На заднем фоне поэтично рисуется потонувший в туманной дымке Спасский собор. На переднем – развалины крепости, из которых, словно высеченная из того же бутового камня, выглядывает голова козы. А по соседству с ней примостилась, озирая елабужские просторы, вездесущая галка. Л. Пахомова сняла древнюю булгарскую башню ясным летним днём со стороны реки Тоймы. На переднем плане её снимка – пасущаяся корова, придающая сюжету фотографии несколько неожиданный сельский мотив, чем-то напоминающий деревенские пейзажи французского художника Камиля Коро . И уж совсем необычный снимок городища с живописными оврагами, реками и Подмонастыркой сделал Т. Махмутов. Его уникальная серия «Город с высоты птичьего полёта» возникла после того, как он провёл съемку с борта вертолёта.

Фотолетопись Елабуги, которую ведут современные авторы, разлетелась по миру в многочисленных буклетах, книгах, альбомах, наборах открыток. Когда-нибудь и эти снимки станут историческими артефактами, по которым наши потомки будут судить о том, каким же был город в начале XXI века.

Людмила Пахомова, журналист

www.museum.ru/N41760
Ваше мнение »»

»»Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, 9
Проезд:Аэропорт "Бегишево", поезда до Казани или Набережных Челнов, далее междугородними автобусами. Внутри города: все виды транспорта до ост. "Площадь Ленина"
Телефоны:(85557) 7-86-68
сайт:elabuga.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.08.2019  x    ?  


"Ночь кино" и открытие нового киносезона в Третьяковской галерее

Бахрушинский музей открывает театральное пространство в творчестве Кустодиева

Выставка "Душа России" в Томском областном художественном музее

Ночь кино в Музее истории ГУЛАГа

Выставка произведений Елены Пасхиной

Новая Третьяковка. Начало. Дар В.Н. Сукоян

Выставка к 125-летию со дня рождения Юрия Тынянова

День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка Юрия Яковенко «Сны античности»

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru