В выставке участвуют современные художники, продолжающие традиции парсуны: Сергей Гавриляченко, Виталий Ермолаев, Юрий Попков, Александр и Наталья Пархоменко, Ирина Корсакова, Андрей Ремнев, Сергей Волков, Натта Конышева, Владимир Симонов, Татьяна Стручкова. Живописцев объединяет следование традициям изобразительного искусства 17-18 вв.
Парсуна - искажение слова "персона" - личность. Исторически парсуна представляет собой переходный этап от плоскостной иконы к объемному портрету. Наибольшее распространение она имела в Польше, Украине и в России допетровского и раннего петровского времени, сочетая объемное лицо и плоское "доличное" пространство (фигура, фон).
Современные художники - профессиональные мастера, тяготеют к этому жанру, лишь условно передающему портретное сходство.
Профессор Суриковского института Сергей Гавриляченко представляет своё известное полотно "Парижский мир". В образах его казаков улавливается параллель с классическим образцом украинской парсуны - "Казаком Мамаем". Виталий Ермолаев являет нашему взору семейные портреты ("Отец и сын") и канонические парсуны. Сильны в творчестве художника и традиции украинской школы, трансформируемые фантазией живописца в жанр исторического анекдота.
Зрителям выпадет уникальная возможность увидеть хрупкие картины-фантазии безвременно ушедшего талантливого художника Александра Пархоменко. Написанные в начале 90-х, его полотна, словно застывшие сказки, рассказанные детьми прошлых эпох нашим современникам. Произведения Ирины Корсаковой передают еще одну стилистическую особенность парсуны: в "Автопортрете с брошью" воплощена идеальность и каноничность образа с помощью плоскостного узорного письма. Доцент института Кинематографии Наталья Пархоменко представляет, помимо картин, трехмерные композиции.
Татьяна Стручкова органично сочетает в своих полотнах объемность и плоскостность. Контрасты красного, либо черного с белизной кожи акцентируют взгляд на лицах портретируемых, очаровывающих зрителя непосредственностью и обаянием. Необычен для кисти Юрия Попкова "Портрет неизвестного офицера", хотя парадный образ молодого человека и содержит присущую художнику монументальность и узнаваемую зеленовато-лазурную цветовую гамму.
Известный мастер Андрей Ремнев, работающий в технике яичной темперы, представляет полотно серии "Картинки из райка". Вдохновляясь старинной фотографией, Владимир Симонов создал цикл под названием "Дагерротипы", характеризующийся ретроспективизмом. Не изменяя своей теме городского пейзажа, Сергей Волков представляет портреты, словно сотканные из многоэтажных домов. Известная примитивистка Натта Конышева написала к выставке форматный портрет Саломеи.
Конечно, полотна вышеназванных художников нельзя считать абсолютными парсунами, но вдохновение наши современники черпают именно в эпохе первых шагов становления восточноевропейского парадного портрета.
Куратор: Оксана Ермолаева-Вдовенко, искусствовед