26 января 2001 года в Саратовском государственном художественном музее (ул. Первомайская, 75) открыта выставка Людмилы Перерезовой. На выставке представлено около 100 живописных и 10 графических работ саратовской художницы, созданных в период с 1957 года по настоящее время.
Творческий путь художницы Людмилы Евгеньевны Перерезовой составляет почти четыре десятилетия. Ее первые работы появились на молодежных выставках 1961 и 1962 годов. Затем следовал долгий пятнадцатилетний перерыв. В 1977 году на областную выставку попало несколько ее живописных и графических работ. И только в 1990 году, к 55-летнему юбилею художницы, в Областном краеведческом музее, где она проработала почти двадцать лет, состоялась первая персональная выставка. В 1955 году Л. Перерезова поступила в художественное училище. Своеволие студентки бросалось в глаза. Она была непохожа на других пытливым интересом к искусству. П.В.Кузнецов, К.С.Петров-Водкин, В.Э.Борисов-Мусатов, западная и восточные культуры интересовали ее. На третьем курсе она получила переэкзаменовку на осень "за подражание Борисову-Мусатову". После училища совсем немного работала в ТЮЗе, но ей не понравилось "малевать квадратные метры декораций". Она стала художником-оформителем. А с 1973 года начала работать в Краеведческом музее. Еще в студенческие годы Л.Перерезова познакомилась с Н.М.Гущиным и вместе с В.Лопатиным, А.Санниковым, В.Чудиным приходила к нему домой, а потом в реставрационную мастерскую Радищевского музея, где он в то время работал. Впечатление от живописи Гущина было сильным, как удар молнии, разряд электрического тока. После этого все стало другим, словно изменилась сама структура души. Гущин разбудил в ней вулканическую природу ее темперамента. Он на всю жизнь остался "ориентировочным созвездием". В нем было сосредоточено все, что ее интересовало: авторитет мастера и мастерства, "жреческое служение" искусству, точное и тонкое цветовое видение, законы постижения глубинных процессов природы творчеством. И потом, что бы она ни пыталась "добрать" в дальнейшей практике творчества, оказывалось, что у Гущина это "уже было". Но думается, что неверно было бы назвать ее последовательницей Гущина. Она подхватила и развила не технику, не манеру письма и даже не отношение к цвету - несколько брошенных зерен проросли в ее душе.
Людмила Перерезова - человек, интенсивно развивающийся. Ее жизнь не изобилует внешними событиями, но жизнь души сложна! "Главный учитель для меня - информация, - говорит она. - Это книги, прежде всего. Каждая новая книга - событие, дает пищу моему уму - надолго". Самообразование, развитие души, приобщение к мировой художественной культуре - приоритеты для нее среди прочих жизненных занятий. Возможно, поэтому к ней в мастерскую так любили заходить коллеги-музейщики. Ее разговор - всегда не праздный - об искусстве, о художниках, о загадках творчества, мировом художественном процессе, о звездах, о тайнах мироздания. Лес - та стихия, где ей хорошо. Она дружит с деревьями, смотрит в их мир пытливо, любовно и проницательно. Лес одухотворен живыми существами - лесными духами, которые обитают здесь - то "морочат" путника, то "кружат", то вовлекают в чащу.
В живописи Л.Перерезовой необычайно богато представлены различные градации и оттенки зеленого цвета. Светлые, зеленоватые, подобные рассветному небу, холодноватые, водянисто-зеленые с переходом в серебристые, легкие, полупрозрачные, словно "крыло ангела", и плотные, близкие охрам земли. Сам процесс живописания для нее - действо сродни магическому. Она культивирует движение-импульс, когда мазок является продолжением руки. Для нее органично "подключение нерва" к пластике. Ее вещи музыкальны. И всегда это музыка души.
Людмила Перерезова много лет изучала графическое искусство. Она живописец и рисовальщик. Иные из живописных работ трепетны графической прозрачностью, многие рисунки живописны.
Она предпочитает камерную форму. Графика - особое поле для полета фантазии: "Мысли бегут быстро, краски сохнут долго. На мотиве я всегда гуляю с "легкими" материалами, рисую. Сначала - графика, сначала - малая форма". Разнообразие ее приемов и подходов к выбору мотива поражает. На выставке перед нами проходит вся творческая жизнь оригинальной и самобытной саратовской художницы. Автор экспозиции - Солянов В.А.; экспозиционная группа: Пятницына И.Н., Воронихина И.В., Лопатин В.В. Выставка будет работать до 26 февраля.