Саратов. На выставке, открытой 2 февраля 2001 года в залах Радищевского музея (ул. Первомайская, 75), представлены работы замечательных мастеров русской живописи из коллекций М.Ф.Глазунова (Санкт-Петербург), Е.П.Разумовой (Москва), ставших в середине 70-х годов собственностью музея, а также собрание русского и западноевропейского фарфора XVIII - нач. XX веков, завещанное музею в 1970 году саратовским врачом О.А.Гордеевой.
Михаил Федорович Глазунов (1896-1967) - крупнейший паталогоанатом и онколог, действительный член Академии медицинских наук СССР, автор множества научных трудов, хорошо известный в кругах специалистов многих стран мира. Человек науки, он никогда не замыкался в рамках своей профессии. Смолоду был увлечен собиранием русской живописи. Целеустремленно и серьезно Глазунов коллекционировал только картины русских художников рубежа XIX-XX веков. Его симпатии сразу и навсегда были отданы ведущим мастерам "Мира искусства", "Союза русских художников", а также живописцам, тяготеющим к этим группировкам. Посетители выставки с удовольствием встретятся с "Кавалером" В.Борисова-Мусатова, работами К.Коровина, пейзажами Н.Рериха и К.Богаевского, в которых сильны живые наблюдения природы Севера и Крыма. К.Сомов представлен изящной картиной "Влюбленные", характерной для поздней поры его творчества; Б.Кустодиев - лирическим пейзажем "Ночное" и яркой, наполненной радостью картиной "Троицын день". Одним из самых любимых художников Глазунова был А.Головин, блистательный мастер театральной живописи. Посетители смогут увидеть эскизы декораций, "Нескучный сад" - едва ли не самый сильный из всех головинских станковых пейзажей.
Поступлением в собрание музея картин и этюдов В.Поленова, П.Корина, М.Нестерова саратовцы должны быть обязаны Елене Павловне Разумовой. Е.П.Разумова, дочь саратовского адвоката, была одной из первых в России женщин, получивших высшее медицинское образование. В течение своей долголетней практики она лечила К.Чуковского и О.Мандельштама, А.Иоффе и Г.Нейгауза, В.Мухину и П.Корина. Умный и талантливый человек, она исцеляла не только телесные недуги, но и для многих становилась добрым другом. Большая дружба связывала Елену Павловну и Михаила Васильевича Нестерова. Свидетельством этой дружбы и глубокого уважения стал портрет Е.П.Разумовой, написанный художником в 1936 году. Многие специалисты единодушно сошлись во мнении, что портрет удался и является одним из "глубоких и нежнейших" в женской портретной галерее Нестерова. Коллекцию работ Нестерова, в которую помимо ее собственного портрета вошли еще 20 картин, эскизов и рисунков художника, Разумова завещала своему родному Саратову.
Самым крупным поступлением фарфора (около 400 предметов) в собрание музея в 70-е годы стал дар саратовского врача Ольги Александровны Гордеевой (1887-1969). О.А.Гордеева, заслуженный врач РСФСР, большую часть жизни проработала в Саратовской областной глазной клинике. Коллекция, которую она собирала на протяжении многих лет, включает стекло, мебель, часы, а также фарфор практически всех знаменитых заводов Европы: Мейсенского, Берлинского, Севрского, Венского, Петербургского (Императорского). Эта коллекция во многом восполнила пробелы в музейном собрании, значительно обогатив его изделиями русских частных предприятий: Гарднера, Попова, Сафронова, Корниловых.