НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Иконы "романовских писем" в Рыбинском музее

c 24 сентября по 4 ноября 2010Ярославская область
Выставка ''Иконы романовских писем'' в Рыбинском музее. 2010 г.
Богоматерь ''Благодатное небо'' (конец XVIII в.) на выставке ''Иконы Романовских писем'' в Рыбинском музее
24 сентября 2010 года в Рыбинском музее-заповеднике открывается выставка «Иконы «романовских писем» на ярославской земле. Тайны и открытия забытой традиции». Она приурочена к двум крупным юбилеям: 1000-летию Ярославля и 100-летию Рыбинского музея. В рамках проекта «Первый показ», осуществляемого музеем-юбиляром, на выставке будут впервые в России собраны воедино около 40 икон из музейных и частных собраний: Рыбинского музея-заповедника, Ярославского музея-заповедника и Ярославского художественного музея, частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, фонда св. всехв. ап. Андрея Первозванного (Москва), оказавшего неоценимую помощь в организации выставки.

Выставка посвящена незаслуженно забытой «младшей сестре» и преемнице ярославской иконописи – «романовской иконе». Расцвет иконописания в ярославском городке Романово-Борисоглебске пришелся на рубеж XVIII-XIX cтолетий. Этим временем датируются почти все иконы на выставке. Они созданы талантливыми мастерами-старообрядцами, бережно хранившими древние навыки письма и передававшими по наследству коллекции еще дедовских прорисей с икон – контурных рисунков сюжетов. Будучи творческой кухней изографов и важным исследовательским материалом, прориси (ксерокопии с них) представлены на выставке. Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди засилья в церковном искусстве России этого периода европеизированных картин и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось возродить достижения ярославских, костромских и царских мастеров XVII века, претворив их в узнаваемый стилевой сплав, сохранившийся до революции. Роль «романовской иконы» в русской иконописи Синодального периода столь же велика, как и роль знаменитых палехских писем.

Термин «романовские письма» имеет давнюю историю. Уже в 1920-е годы исследователи в описаниях музейной коллекции Ярославля выделяли эти письма как самостоятельные. Ценил письмо романовцев и приобретал его для своей коллекции, переданной в 1913 г. в Русский музей, выдающийся ученый Н.П. Лихачев. Однако по сей день в литературе проблема существования романовской традиции иконописания освещена скупо, ни одной специальной выставки или отдельного издания этим иконам никогда посвящено не было. Недостаток информации в научном обиходе привёл даже к своего рода мифологизации «романовских писем». Между тем, на настоящий момент известны 5 икон, подписанных ведущим романовским мастером Максимом Федоровичем Архиповским-Агаповым (1784-1845) и 1 икона Дмитрия Козлинского (ее можно видеть на выставке); в собрании Государственного Исторического музея хранится более 200 листов прорисей романовских иконников Архиповских, Расоловых, Ф. Калашникова, Д. Козлинского, И. Бучина.

Почти все иконы на выставке в Рыбинском музее не имеют ни подписей мастеров и авторских датировок, ни даже подчас свидетельств их написания в Романове-Борисоглебске. Но всех их объединяет стилевая близость к известным бесспорным эталонам.

Романовские иконы, в основном, предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Уровень его чрезвычайно высок и по сей день поражает самых искушенных знатоков иконописи. Характерны: виртуозность сугубо традиционного конструктивного рисунка, приверженность к четкой геометрии форм сияний и архитектуры, требующая безошибочной точности руки, отточенность всех приемов письма, доходящая даже до некоторой маньеристичности. Увлечение тонкой разделкой золотых тронов, сосудов и картушей «под гравюру», обилие цветных лаков, оторочка одежд мельчайшими белильными перлами придают драгоценность облику этих икон. Миниатюрность высококлассного письма при отсутствии дробности, теплота колорита с вариациями травянистой зелени, малиновых, нежно-розовых тонов с золотопробельным письмом по-барочному взвихренных складок, «процветшие» горки, полнокровная растительная орнаментика, придающие мажорное звучание образу – составляют «портретные» черты аристократической романовской традиции.

Первая выставка «романовских писем» во многом – научный эксперимент. Она призвана рассеять пелену забвения этой самобытной традиции, имеющей общероссийское значение. Тема вообще представляет большой научный и общекультурный интерес, выходящий за рамки регионального, так как речь идет о научном признании самостоятельного иконописного центра. Также проблемам изучения и атрибуции романовских икон предполагается посвятить секцию на юбилейной научной конференции «Золотаревских чтениях» в Рыбинске, в которой примут участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. По выставке будет выпущен электронный каталог. Куратор выставки - сотрудник Рыбинского музея-заповедника, И.Л. Хохлова; дизайнер - Ю.Н.Рябикина

www.museum.ru/N41043
Ваше мнение »»

»»Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Ярославская область, г. Рыбинск, Волжская наб., 2
Проезд:Троллейбусы №№ 3, 5; автобус № 5 до остановки "Соборная площадь"
Телефоны:(4855) 28-4004, 22-2190
сайт:rybmuseum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.10.2025  x    ?  


Выставка «Икона «галантного века»» в Музее имени Андрея Рублева

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

Выставка «Роль и линия» Александра Коноплёва (1943-2021) и Андрея Костина (1947-2000) в МВК РАХ

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Музей завершил комплексную реставрацию объекта культурного наследия

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru