НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Иконы "романовских писем" в Рыбинском музее

c 24 сентября по 4 ноября 2010Ярославская область
Выставка ''Иконы романовских писем'' в Рыбинском музее. 2010 г.
Богоматерь ''Благодатное небо'' (конец XVIII в.) на выставке ''Иконы Романовских писем'' в Рыбинском музее
24 сентября 2010 года в Рыбинском музее-заповеднике открывается выставка «Иконы «романовских писем» на ярославской земле. Тайны и открытия забытой традиции». Она приурочена к двум крупным юбилеям: 1000-летию Ярославля и 100-летию Рыбинского музея. В рамках проекта «Первый показ», осуществляемого музеем-юбиляром, на выставке будут впервые в России собраны воедино около 40 икон из музейных и частных собраний: Рыбинского музея-заповедника, Ярославского музея-заповедника и Ярославского художественного музея, частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, фонда св. всехв. ап. Андрея Первозванного (Москва), оказавшего неоценимую помощь в организации выставки.

Выставка посвящена незаслуженно забытой «младшей сестре» и преемнице ярославской иконописи – «романовской иконе». Расцвет иконописания в ярославском городке Романово-Борисоглебске пришелся на рубеж XVIII-XIX cтолетий. Этим временем датируются почти все иконы на выставке. Они созданы талантливыми мастерами-старообрядцами, бережно хранившими древние навыки письма и передававшими по наследству коллекции еще дедовских прорисей с икон – контурных рисунков сюжетов. Будучи творческой кухней изографов и важным исследовательским материалом, прориси (ксерокопии с них) представлены на выставке. Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди засилья в церковном искусстве России этого периода европеизированных картин и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось возродить достижения ярославских, костромских и царских мастеров XVII века, претворив их в узнаваемый стилевой сплав, сохранившийся до революции. Роль «романовской иконы» в русской иконописи Синодального периода столь же велика, как и роль знаменитых палехских писем.

Термин «романовские письма» имеет давнюю историю. Уже в 1920-е годы исследователи в описаниях музейной коллекции Ярославля выделяли эти письма как самостоятельные. Ценил письмо романовцев и приобретал его для своей коллекции, переданной в 1913 г. в Русский музей, выдающийся ученый Н.П. Лихачев. Однако по сей день в литературе проблема существования романовской традиции иконописания освещена скупо, ни одной специальной выставки или отдельного издания этим иконам никогда посвящено не было. Недостаток информации в научном обиходе привёл даже к своего рода мифологизации «романовских писем». Между тем, на настоящий момент известны 5 икон, подписанных ведущим романовским мастером Максимом Федоровичем Архиповским-Агаповым (1784-1845) и 1 икона Дмитрия Козлинского (ее можно видеть на выставке); в собрании Государственного Исторического музея хранится более 200 листов прорисей романовских иконников Архиповских, Расоловых, Ф. Калашникова, Д. Козлинского, И. Бучина.

Почти все иконы на выставке в Рыбинском музее не имеют ни подписей мастеров и авторских датировок, ни даже подчас свидетельств их написания в Романове-Борисоглебске. Но всех их объединяет стилевая близость к известным бесспорным эталонам.

Романовские иконы, в основном, предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Уровень его чрезвычайно высок и по сей день поражает самых искушенных знатоков иконописи. Характерны: виртуозность сугубо традиционного конструктивного рисунка, приверженность к четкой геометрии форм сияний и архитектуры, требующая безошибочной точности руки, отточенность всех приемов письма, доходящая даже до некоторой маньеристичности. Увлечение тонкой разделкой золотых тронов, сосудов и картушей «под гравюру», обилие цветных лаков, оторочка одежд мельчайшими белильными перлами придают драгоценность облику этих икон. Миниатюрность высококлассного письма при отсутствии дробности, теплота колорита с вариациями травянистой зелени, малиновых, нежно-розовых тонов с золотопробельным письмом по-барочному взвихренных складок, «процветшие» горки, полнокровная растительная орнаментика, придающие мажорное звучание образу – составляют «портретные» черты аристократической романовской традиции.

Первая выставка «романовских писем» во многом – научный эксперимент. Она призвана рассеять пелену забвения этой самобытной традиции, имеющей общероссийское значение. Тема вообще представляет большой научный и общекультурный интерес, выходящий за рамки регионального, так как речь идет о научном признании самостоятельного иконописного центра. Также проблемам изучения и атрибуции романовских икон предполагается посвятить секцию на юбилейной научной конференции «Золотаревских чтениях» в Рыбинске, в которой примут участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля. По выставке будет выпущен электронный каталог. Куратор выставки - сотрудник Рыбинского музея-заповедника, И.Л. Хохлова; дизайнер - Ю.Н.Рябикина

www.museum.ru/N41043
Ваше мнение »»

»»Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Ярославская область, г. Рыбинск, Волжская наб., 2
Проезд:Троллейбусы №№ 3, 5; автобус № 5 до остановки "Соборная площадь"
Телефоны:(4855) 28-4004, 22-2190
сайт:rybmuseum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.05.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставочный проект «Грани Победы»

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru