Имя русско-швейцарской художницы Марианны (Мариамны) Владимировны Веревкиной, сподвижницы всемирно известных мастеров европейского авангарда А.Явленского и В.Кандинского, хорошо известно на Западе. Ее своеобразная манера, возникшая «на перекрестке» культур – русской, немецкой, французской, – сочетала в себе опыт символизма, фовизма, экспрессионизма, клуазонизма. Экспозиция в Третьяковской галерее, приуроченная к 150-летию со дня рождения художницы, впервые широко представит наследие М.Веревкиной в России.
Долгая и насыщенная событиями творческая жизнь М.Веревкиной проходила в разных художественных центрах России и Европы. Марианна получила классическое художественное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Она была одной из любимых учениц И.Репина, который сравнивал ее работы с работами Рембрандта. В мастерской знаменитого передвижника в 1892 году М.Веревкина познакомилась с Алексеем Явленским. Художница «полюбила его искусство и захотела помочь ему», став его музой и наставницей на последующие тридцать лет. Мир реализма был чужд обоим мастерам, и в 1896 году они уехали в Мюнхен, центр интенсивных творческих поисков на рубеже XIX–XX веков.
В Мюнхене М.Веревкина стала одним из духовных лидеров интернационального сообщества художников, среди которых были В.Кандинский, Г.Мюнтер, П.Клее. Художница погрузилась в философские проблемы искусства, реализуя этот интерес в «салонных» беседах. Разработав теорию о том, что «мужской талант» должен заниматься творчеством, а «женский талант» – обучать, М.Веревкина в течение 10 лет, с 1896 по 1906 год, не создавала картин, посвятив себя творческой карьере А.Явленского. В 1903–1905-х Марианна и Алексей предприняли важные для будущего творчества обоих путешествия во Францию, посетив Париж, Нормандию, Бретань, Прованс. Параллельно М.Веревкина вела дневник «Письма к неизвестному» (1901–1905), включивший в том числе и ее размышления на тему искусства.
Перерыв, в течение которого художница активно искала путь к новому изобразительному языку, стал периодом накопления и созревания идей и новых пластических решений. Когда в 1906 году М.Веревкина вновь вернулась к творчеству, из-под ее кисти выходили совершенно новые произведения, максимально экспрессивные и полные метафизического смысла. Ее техника также радикально изменилась: художница отказалась от масляной краски и начала использовать темперу, совмещая ее с пастелью, грифельным карандашом и тушью. Идеи, изложенные М.Веревкиной в «Письмах к неизвестному», стали теоретической базой «Нового общества художников», созданного в Мюнхене при ее непосредственном участии в 1909 году, а затем – и знаменитого «Синего всадника» (1911). А.Макке, один из самых ярких участников этого объединения, называл В.Кандинского «головой» «Синего всадника», а М.Веревкину – его «сердцем». В.Кандинский развивал размышления художницы об «абстрактном искусстве» как «внутреннем искусстве» в своих теоретических трудах 1909–1911 годов. Очевидно, что М.Веревкина подготовила рождение абстракции, но сама отказалась идти по этому пути.
В 1914 году Первая мировая война заставила М.Веревкину и А.Явленского срочно покинуть Мюнхен, бросив все, в том числе полотна и записи. Художники бежали в Швейцарию, сначала в Пен-Прё и в Цюрих, а в 1918 году осели на юге страны, в Асконе (кантон Тичино), где в период между двумя войнами нашли прибежище бунтари, философы, писатели, поэты, художники из разных стран. М.Веревкина стала одной из знаковых фигур культурной жизни этого города. В 1922 году она основала там Музей современного искусства, в собрании которого сосредоточена большая часть наследия художницы и хранятся работы ее друзей – А.Явленкского, П.Клее, К.Амьет.
Выставка в Третьяковской галерее покажет более 50 живописных полотен М.Веревкиной и 20 альбомов с набросками из Муниципального музея Асконы и частных собраний Швейцарии. Большая часть представленных работ относится к концу 1900-х – 1910-м годам, времени формирования собственного стиля художницы.
Русский контекст творчества М.Веревкиной обозначен произведениями ее современников: учителей (И.Е.Репина, И.М.Прянишникова), единомышленников и друзей (А.Г.Явленского, В.В.Кандинского, Д.Н.Кардовского, О.Л.Делла-Вос, И.Э.Грабаря), а также русских художников, которыми она восхищалась (М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова и др.) из собрания Третьяковской галереи. На выставке впервые представлены фотографии и письма М.Веревкиной к И.Грабарю, хранящиеся в отделе рукописей Галереи.
Выставка станет одним из важнейших событий Года швейцарского кантона Тичино в России. Она проводится по инициативе Муниципалитета и Музея современного искусства города Аскона, а также фонда Марианны Веревкиной при поддержке Правительства кантона Тичино. Помощь в ее организации оказана Посольством Швейцарии в Москве.
В конце 2010 года произведения М.Веревкиной будут показаны на ее родине, в Туле. В марте 2011 в Асконе состоится ответная выставка. Она познакомит европейского зрителя с творчеством круга русских художников, в котором развивался талант М.Веревкиной.
Пресс-конференция – 9 сентября в 14.00
Вернисаж – 9 сентября в 16.00
Выставка открыта с 10 сентября по 21 ноября 2010
Крымский Вал, 10, залы № 80–82