8 июля– 30 июля 2010 года
Имя Заслуженного художника России Ильи Матвеевича Бройдо (1933-2002), члена МОСХ, члена МХФ, лауреата отечественных и международных выставок, автора значительных монументальных произведений, признанного мастера станковой живописи, авторитетного педагога, уже вошло в историю отечественного изобразительного искусства. Москвичам хорошо известна его живопись, представляемая на многочисленных выставках. В то время как во многих уголках бывшего СССР его более знают исключительно как художника-монументалиста, автора настенных росписей, мозаик, витражей, работ по металлу в оформлении фасадов и интерьеров общественных зданий. Нынешняя персональная выставка в Астраханской картинной галерее имени П.М.Догадина представляет Илью Бройдо – живописца.
Цель выставки – представить лишь небольшую часть обширного живописного наследия художника – три вехи творческого пути. В экспозицию под условным названием "Три страницы из творческого наследия" вошли работы 50-х – 60-х – времени становления Мастера, и портреты, написанные в 80-х годах. Такой хронологией объясняется трёхчастное построение экспозиции.
Первая часть выставки совсем небольшая – как бы введение, "эпиграф" к творчеству художника. В 1957г. студент "Строгановки" Илья Бройдо – серебряный медалист Всесоюзной конкурсной выставки, посвящённой Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве – в Международном клубе фестиваля встречается с представителями делегаций порой экзотических рас и народов, прибывших из разных стран мира. Молодой художник делает множество набросков и 12 этюдов, написанных маслом – дюжину маленьких шедевров, отличающихся прекрасной живописной техникой и удивительной точностью передачи национальных характеров. Все эти этюды, представленные в экспозиции – дань школе классического реализма.
Второй раздел выставки самый обширный – это работы, посвящённые Астраханскому краю. Шестидесятые годы, открыв художнику возможности для творческих поездок, явились периодом жадного накопления опыта реальности. Впечатления от путешествий по астраханским степям и волжскому понизовью нашли отражение в живописных работах 1962, 1963 и 1969гг. Часть из них, выполненных на пленэре – это сдержанные по колориту пейзажи и жанровые картины, в богатой палитре которых преобладают неяркие, спокойные тона, что говорит о созерцательном восприятии молодым автором окружающего мира. В то же время художника вдохновляет необычная для жителя средней полосы экзотика природы, быта и труда, для передачи которой он находит свои неповторимые колористические нюансы и ярко индивидуальные композиционные решения. В работах мастера впервые появляются укрупнённые передние планы, достаточно графичные, обобщённые (несколько плакатные) образы людей на фоне пейзажа ("Команда сейнера", "На Волге"). Даже в блеклой повседневности Илья Бройдо чувствует и воспевает красоту и духовность своих персонажей – людей нелёгкого труда ("Почтальон", "Баскунчак"), истинных "волгарей" ("Рыбаки и рыба").
Своеобразным переходом к третьей части экспозиции является автопортрет художника с малышом-сыном на руках ("Отец", 1972), в котором впервые ощущается напряжение, тревога за судьбу молодого поколения в нашем неспокойном мире. Цветовая гамма ограничивается и сгущается, в палитре появляются тёмные, даже мрачные тона.
Третья часть выставки представлена портретами известных людей, чьё творчество, незаурядные человеческие качества или яркая общественная позиция влияли на становление личности Ильи Бройдо как художника. "Шестидесятник", он пишет своих современников – Ахматову, Берггольц, Высоцкого, Евтушенко, Вознесенского, Твардовского, Солженицына, Сахарова. Здесь же – и исполненные подлинного трагизма образы выдающихся представителей творческой интеллигенции, людей поистине драматической судьбы – Цветаевой, Мандельштама, Мейерхольда. Портреты этих выдающихся людей полны глубокого сопереживания, душевной боли, безмолвно кричащего отчаяния. Жёсткость, мрачность, порой даже жестокость этих живописных полотен отражают некие знаковые трагические события ХХ века – "века-волкодава". Сочная, экспрессивная живопись, пятна в сочетании с размытостью фона, чёрный контур, темпераментная манера письма, укрупняющая фактуру мазка, вкупе с лаконизмом цвета поражают глубокой выразительной искренностью. Тёмная гамма поглощает цвет – это жёсткий, точный, драматичный портрет эпохи, пробуждающий чувства гнева, сопричастности и сострадания.
Творения художника замечательны своим духовным, глубоко нравственным содержанием и истинным гражданским чувством. Творчество Ильи Бройдо отличает многогранность, свободное, совершенное владение различными техниками и приёмами изобразительного искусства, жанровое многообразие, решительность и непринуждённость линии, мощная полифония цвета. Смелыми, сочными мазками Мастер создаёт динамичные, запоминающиеся образы, поднимая повседневные, подчас бытовые впечатления до поистине эпической высоты.
Станковые работы И.М.Бройдо находятся в музеях и частных собраниях России, Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Франции и США, а многие монументальные произведения по сей день украшают фасады и интерьеры общественных зданий.