НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Времен минувших договоры…". Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу."

c 4 по 10 июня 2010Псковская область
Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу
«ДАВНО ЦАРЯМ ПОДРУЧНИКАМИ СЛУЖИМ»

В Пушкинский день России Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей открывает в мемориальной усадьбе предков поэта Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина выставочный проект «Времен минувших договоры…» представлением уникального документа из коллекции фамильных бумаг Ганнибалов. Это оригинал рескрипта Екатерины II А.П.Ганнибалу от 2 сентября 1765 года, некогда находившегося среди наследственного архива у Петра Абрамовича Ганнибала в Петровском. Значимость этой ганнибаловской мемории заключена в том, что с данного документа Пушкин сделал копию, намереваясь впоследствии опубликовать текст письма, о чем свидетельствует первоначальная запись в черновике «Письма Екатерины II» (XI, 395). Впервые сделанную Пушкиным копию письма Екатерины II опубликовал П.В.Анненков в своих «Материалах для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (СПб., 1855, с. 301 – 302). Анненков пишет: «…отметка “собственноручно” и скобка при ней сделана рукой Пушкина». Письмо это очень наглядно подтверждает записанные однажды Пушкиным (со слов князя А.Н.Голицына) слова императрицы: «Когда хочу заняться каким-нибудь новым установлением, я приказываю порыться в архивах и отыскать, не говорено ли было уже о том при Петре Великом? и почти всегда открывается, что предполагаемое дело было уже им обдумано» (XII, 168).

Ровно 180 лет назад, осенью 1830 года, в Болдино, Пушкин, по его собственному признанию, «написал пропасть полемических статей». Среди них «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений». Поводом к заметке послужил памфлет «Второе письмо из Карлова на Каменный остров», напечатанный Фадеем Булгариным в «Северной пчеле» (1830, № 94): «Рассказывают анекдот, что какой-то поэт в Испанской Америке, также подражатель Байрону, происходя от мулата или, не помню, от мулатки, стал доказывать, что один из предков его был Негритянский принц. В Ратуше города доискались, что в старину был процесс между шкипером и его помощником за этого Негра, которого каждый из них хотел присвоить, и что шкипер доказывал, что он купил Негра за бутылку рому… Думали ли тогда, что к этому Негру признается стихотворец. Vinita’s vanitatum…».

В заметке, отвечая на памфлет Булгарина, Пушкин ссылается на представленное письмо Екатерины II: «В одной газете (почти официальной) сказано было, что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра Великого, наперсник его (как видно из собственноручного письма Екатерины II), отец Ганнибала покорившего Наварин (см. памятник, воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф.Г.Орлову), генерал-аншеф и проч. – был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, то, вероятно, дешево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев» (XI, 153).

Тогда же в 1830 году в Болдино, Пушкин написал блестящий стихотворный вариант этой заметки – Post Scriptum к «Моей родословной»:

Решил Фиглярин, сидя дома,

Что черный дед мой Ганнибал

Был куплен за бутылку рома

И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двигнулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен.

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен.

Царю наперсник, а не раб (III, 263).

Объясняя свой ответ на опубликованные Булгариным инсинуации, который в литературной памяти остался не как реальный литературный деятель, а как символ моральной нечистоплотности, готовности торговать своими убеждениями и сотрудничать с полицейскими органами ради материальных выгод, Пушкин в письме к шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу от 24 ноября 1831 года резюмировал: «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них» (XIV, 242).

В эпоху Пушкина проблемы родословной занимали исключительно большое место в умах людей. Совершенно небезразличным был вопрос, от кого поэт ведет своё происхождение: от купленного за деньги придворного лакея – арапа или от воспитанника и единомышленника Петра Великого, предназначавшегося царём для государственных дел и политических задач. Пушкин был убежден в последнем. И письмо Екатерины II, адресованное в Суйду отставному генерал-аншефу А.П. Ганнибалу, есть тому подтверждение:

«Абрам Петрович. Мне небезъизвестно, что многие чертежи в сохранении вашем находилися в то время, когда Блаженные памяти Государь Петр Великий по способности вашей употреблял вас по многим делам, почему я думаю, что вы сохраняя память сего великаго Государя и своей тогдашней при нем службы, сберегли в своих руках все любопытства достойныя бумаги. А как мне известно же, что он помышлял о строении канала от Москвы до Петербурга и к тому уже и проект зделан был, то вы мне особливою благоугодность зделаете, ежели чертеж тому отыскав (когда он у вас был) пришлете ко мне со всеми принадлежащими к нему бумагами, хотя бы он в черне только был зделан. Но ежели вы ничего о сем деле в руках своих не имели, то по крайней мере укажите мне, где оный отыскать можно, который я с нетерпеливостию видеть хочу. Также естьли вы осем проекте от его величества разсуждении слышали, прошю сколь вы о том вспомните ко мне отписать остаюсь вам доброжелательная

Екатерина

2 сентября 1765

Царское Село».

На запрос императрицы А.П. Ганнибал ответил:

«ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ

На ВЫСОЧАЙШЕЕ ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА всемилостивейшее повеление я всеподданнейше доношу: хотя прежде сего счастие имел при блаженны и вечны достойныя памяти ГОСУДАРЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО всмотрении моем иметь собственной ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА кабинет, в котором все чертежи, прожекты и библиотека имелось; только ныне за долговремением о прожекте Московского до Санкт Петербурха канала я и врассуждении слышать не упомню, окроме о кратчайшей Першпективе до Москвы, который совершить ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО всегда напоминать, а после смерти сего ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ уже внонешных временах видел я книги и другие достопамятные вещи сего КАБИНЕТА в Академии Наук, а как все те прожекты и чертежи всегда вместе содержались, следовательно и ныне под сохранением тамже быть надлежат или в Архиве Собственного Кабинета.

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА,

всемилостивейший Государыне всеподданнейший раб А. Ганибал».

Л.В.Козмина, хранитель музея-усадьбы Ганнибалов, предков и современников А.С.Пушкина, к. ф. наук.

www.museum.ru/N40370
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkin.ellink.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.08.2019  x    ?  


Ночь кино в виртуальных филиалах Русского музея. Фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством... мечтать»

Открытие Квартиры Г.М. Кржижановского после ремонтно-реставрационных работ

Выставка произведений Руслана Цримова

Фотовыставка Юозаса Будрайтиса "Мой Париж" в Русском музее фотографии

Миниатюры из ларца императрицы вернулись в Россию

Фестиваль китайской живописи Гунби

Выставка "Наша маленькая планета" в Русском музее фотографии

«Путь художника». Авторские принты. Ксения Воскобойникова

VIII Международный фестиваль монотипии "Смотреть и Видеть"

Выставка «Неповторимый мир театра: Япония» во Всероссийском музее декоративного искусства.

"Ночь кино" и открытие нового киносезона в Третьяковской галерее

Выставка «Страницы военной истории России» в Музее современной истории России

Культура народов Севера в рисунках детей разных поколений. От Москвы до Сахалина

Фотовыставка "Нижний Новгород - Сувон" в Русском музее фотографии

Игорь Иванов "Баллады иных миров"

Фестиваль «Лето. Музей. Культура» в «Шолохов-Центре»

Фотовыставка «Самая красивая страна» в Музее современной истории России

Бахрушинский музей открывает театральное пространство в творчестве Кустодиева

Выставка "Душа России" в Томском областном художественном музее

Стажировка «Основные направления профессиональной деятельности в музеях исторического профиля»

Необъявленная война. К 80-летию победы на Халхин-Голе

VI Международный фестиваль современного анималистического искусства "ЗооАрт"

Ночь кино в Музее истории ГУЛАГа

Новая Третьяковка. Начало. Дар В.Н. Сукоян

Выставка к 125-летию со дня рождения Юрия Тынянова

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка Юрия Яковенко «Сны античности»

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru