В канун 65-летия Великой Победы в музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха» состоялось открытие новой выставки – «А память тревожит, тревожит…», в рамках проекта «Но Русь цела, но Русь тверда…». Выставочный проект, название которому дала некрасовская строка, посвящен творчеству и судьбам ярославских писателей в годы Великой Отечественной войны и художников-блокадников, живших в окрестностях Карабихи с февраля 1942 по осень 1944. На выставке представлены материалы из фондов музея, из собраний Н.А. Сурковой, дочери поэтического летописца войны А.А. Суркова, Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, Ярославского отделения Союза писателей России, Музея истории Ярославского шинного завода. Фотографии, документы, личные вещи более 20 писателей-фронтовиков.
В преддверии Дня Победы музей получил из Петербурга в дар от Светланы Владимировны Дружининой большую коллекцию материалов (более 120 предметов), связанных с жизнью и деятельностью ее отца Владимира Николаевича Дружинина (1908 – 1995), уроженца г. Ярославля, писателя, журналиста, участника ВОВ. Владимир Николаевич родился в семье редактора ярославской газеты «Голос» Николая Петровича Дружинина, друга, соратника Константина Федоровича Некрасова, племянника поэта. Война застала Дружинина на ленинградском радио, где он с 1938 работал в редакции «Последних известий». В осажденном городе радио стало передовой линией обороны. Оно связывало Ленинград с фронтом, со страной и всех его жителей – друг с другом. В 1943 году Дружинин был мобилизован в 7 отделение политотдела 67 армии Ленинградского фронта, которая осуществляла прорыв блокады. Функции этих отделений, называвшихся для краткости седьмыми отделами, заключались в специальной пропаганде – в воздействии на массовое и индивидуальное сознание противника. Для этой цели использовались звукостанции, установленные на грузовиках, пикапах, танках и самолетах. Дружинин вел передачи на мощной громкоговорящей установке, смонтированной на машине ГАЗ-150, которую в просторечии называли «звуковкой». Звуковики наступали вместе с войсками, постоянно подвергались обстрелам, их работа требовала мужества. Боевые награды В.Н. Дружинина служат тому подтверждением.
Проект «Но Русь цела, но Русь тверда…» не просто объединил две большие темы. Связь ярославцев с Петербургом – Ленинградом имеет исторические корни. С каждой новой выставкой, в рамках проекта, мы соприкасаемся с удивительным переплетением творческих связей и судеб жителей двух городов. В конце января 1942 года всю страну потрясла статья Вл. Лидова, помещенная в газете «Правда», о зверствах фашистов над партизанкой, назвавшей себя Татьяной. Вскоре стало известно ее настоящее имя – Зоя Анатольевна Космодемьянская. К Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война» скульптор Матвей Генрихович Манизер, академик, профессор Ленинградской академии художеств, заслуженный деятель искусств, исполнил портретную статую Зои Космодемьянской. Макет (хранится в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике) был выполнен на Ярославской базе Академии художеств, куда Манизер был эвакуирован вместе с семьей – женой, скульптором Янсон Еленой Александровной, и детьми. После войны ярославский писатель Евгений Федорович Савинов начал поиск товарищей Зои по партизанскому отряду. Выяснилось, что командиром отряда был ярославец – Борис Сергеевич Крайнов. В марте 1943 года Борис Крайнов погиб в бою под Ленинградом.
Ленинградские художники активно включились в художественную жизнь Ярославля. В Центре документации новейшей истории г. Ярославля хранится значительный объем документов, связанных с жизнью и творчеством художников-блокадников в Ярославском крае. Среди них сотрудники музея обнаружили переписку Союза советских художников Ярославской области и Отдела по делам искусств с управлением НКВД. Это письма-согласования на зарисовки видов города. Ярославский музей-заповедник любезно предоставил нам для выставки акварели А.С. Никольского и С.П. Светлицкого. Хорошо узнаваемые улицы, площади, набережная Волги… Почти все с приметами военного времени.
Проект «Но Русь цела, но Русь тверда…» существует 5 лет, поэтому на открытии новой выставки мы решили представить вниманию гостей творческий отчет о работе за эти годы. В цифрах это выглядит так: построено 5 выставок, созданы 4 мультимедийные программы, электронный каталог «Ярославские писатели – участники ВОВ», изучены десятки архивных документов, собраны в подлинниках и копиях сотни единиц музейных предметов – документы, фотографии, печатные издания, мемориальные предметы, живописные и графические работы ленинградских художников. Все эти годы сотрудники музея пытались разыскать родственников ленинградских художников. В Москве удалось найти сына М.Г. Манизера – Гуго Матвеевича, художника, заслуженного деятеля искусств, профессора кафедры рисунка Суриковского института. 65 лет спустя Гуго Матвеевич вместе вновь посетил некрасовские места, приютившие его семью в годы войны. Родные архитектора, профессора, заслуженного деятеля искусств Иосифа Григорьевича Лангбарда – Светлана Сергеевна Соколова и ее сын Константин Юрьевич – вышли на музей сами, благодаря нашей Internet-публикации. Светлану Сергеевну, Ланочку, как звали ее родные, пережившую всю блокаду, привезли в Карабиху летом 1944: «Спустя столько лет в моей памяти сохранилась красота окружающей природы. Дом, в котором жили блокадные художники, стоял на горе, под горой протекала речка. Пройти к ней можно было по тропинке, которая вилась по полю среди полевых цветов – ромашки, колокольчики, васильки. Светило солнце, над головой было чистое, голубое небо, пели птицы, и была тишина, к которой я не привыкла. … Каждый день мы ходили гулять на речку …, возвращаясь, я приносила большие охапки цветов. Вся комната была заставлена цветами, их некуда было ставить, но я приносила их снова и снова». Два года назад Соколовы тоже посетили Карабиху и передали бесценные для нас материалы, связанные с жизнью и творчеством И.Г. Лангбарда.
Поступление уникальной коллекции материалов из ленинградской (с ярославскими корнями) семьи Дружининых стало ярким завершением пятилетней работы по проекту.
М.Д. Данилова, заместитель директора по научной работе