НАТАЛИЯ ЦВЕТКОВА, АННА СОБОЛЕВА, ЕЛЕНА ДОЛГУШИНА. Выставка современного текстиля.(Санкт-Петербург)
Организаторы: Управление культуры администрации Петрозаводского городского округа,МУ «Городской выставочный зал»
Вернисаж:7 мая 2010 в 16:00
Выставка «PROстранствия» - это совместный творческий проект трёх санкт-петербургских художниц – Наталии Цветковой, Елены Долгушиной и Анны Соболевой. Представленная ими в Городском выставочном зале Петрозаводска экспозиция посвящена развитию новых форм «концептуального» текстиля, актуальным поискам в области дизайна. Она включает арт-объекты и текстильные инсталляции, выполненные в различных техниках – ручное ткачество, войлок, плетение с применением как традиционных «текстильных» материалов, таких как лён, хлопок, шерсть, синтетические нити, так и «нетекстильных» - металл, стекло, оптические волокна и т.д. Целью выставки является знакомство петрозаводской публики с художественным опытом создания новых предметно-пространственных сред при помощи объектов современного текстиля.
В современном мире искусство текстиля или в международном варианте - искусство волокна - «fiber-art» - перестало быть чем-то исключительно традиционным. Сегодня художники занимаются поисками новых форм, и текстиль предоставляет для этого большие возможности. На взгляд участников выставки, в настоящее время в текстильном искусстве развиваются две основные тенденции: «декоративная» и «концептуальная». «Fiber-art» впитал многие находки и тенденции, появившиеся в искусстве ХХ века. Следует отметить два главных события, сформировавших «лицо» ручного ткачества прошлого столетия: возрождение шпалерного ткачества Жаном Люрса с 1930-х гг. и «пластический взрыв» 1950-1960 гг.
Текстиль «декоративного направления» развился из традиционного шпалерного (гобеленового) ткачества. Он представляет собой «тканые картины» и предназначен для экспонирования на стене в конкретном интерьере.
Текстильное искусство «концептуального» направления развилось из экспериментов так называемого «пластического взрыва». В основе текстиля, созданного в период «пластического взрыва», заложены принципы, противоположные чисто «декоративным». Прежде всего, текстиль перестал быть двухмерным, он вышел в пространство. В работах этого направления исчезла иллюстративная изобразительность. Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи выделил три вида новых текстильных форм: 1) висящие на стене; 2) пространственные, которые можно обойти вокруг; 3) среда (энвайронмент), позволяющая не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь неё. Появление трёхмерных арт-объектов позволило условно перевести текстиль из категории аналога живописи в категорию «скульптура».
Наталия Цветкова закончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную Академию им. А.Л. Штиглица в 1999 и, поступив в аспирантуру, осталась работать на кафедре художественного текстиля, при поддержке которой ей удалось создать мастерскую ткачества на ручных ткацких станках и развить это новое направление.
Елена Долгушина и Анна Соболева, поступив на кафедру художественного текстиля в СПбХПА им. А.Л.Штиглица в 2002, с 1-го по 4-ый курс работали в ткацкой мастерской в рамках учебной программы. Подойдя к проектированию дипломной работы, они приняли решение выполнять работу на ручных ткацких станках, и Наталия Цветкова стала одним из руководителей их дипломных проектов. В результате этого сотрудничества сложились дружеские отношения, и возникла идея совместного творческого проекта, который и представляет вниманию петрозаводчан Городской выставочный зал.
Наталия Цветкова
Дизайнер, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Член Союза художников России, член Европейской Текстильной Сети (ETN).
Родилась в 1975. Живёт и работает в С-Петербурге.
1993 – 1999 - Обучение на кафедре «Художественный текстиль» С-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
1999 - по настоящее время – преподаватель кафедры «Художественный текстиль» СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
2005-2009 - лекции и мастер классы в России, Финляндии, Великобритании.
Участница многих выставках в России, Японии, Великобритании, Финляндии, Германии, Франции, Америке. Работы находятся в различных галереях, Дизайн Центре в г. Нагойя (Япония), в частных и общественных интерьерах.
Работы отмечены наградами:
2006 Премия конкурса «JAPAN TEXTILE CONTEST 2006» Япония.
2005 Премия конкурса «JAPAN TEXTILE CONTEST 2005» Япония.
2004 Премия конкурса «Japan Textile Contest 2004» Япония.
2004 Первый приз международного Интернет конкурса «Openfolio Design Awards 2004»,Великобритания.
2003 Премия Международного Форума Дизайна - International Forum Design - Германия.
2003 Первая премия международной выставки «FIDEXPO 2003» Россия.
2002 Приз конкурса «Nagoya Design Do!» Нагойя, Япония.
1999 Приз конкурса «Музы Петербурга» Россия.
«Создание ткани, сплетение нитей издавна считалось символом творения жизни. Я пытаюсь воплотить в текстиле собственное мировосприятие, в котором реальное и вымышленное может сплетаться, создавая новые формы».
Елена Долгушина
Дизайнер
Родилась в 1985. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
2002 - Окончила художественно-эстетический лицей при СПбГХПА,класс искусствоведения;
2002- 2008 - Обучение на кафедре «Художественный текстиль» Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии.
Участие в выставках:
2009 - «Образ в ткачестве», Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров.
2008 - «Петербург 2008», ЦВЗ «Манеж».
2007 - «Шёлк и хлопок: ткани», Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров.
2007 - Выставка дипломных проектов «5+», Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров.
«Почувствовать тонкую пульсацию красоты, поймать на миг ускользающее, порхающее, невидимое... вечное. И на миг ощутить счастье удивления, узнавания себя в большом и малом, в листе, в водопаде, в песне, случайно услышанной и запавшей в душу, а значит и единения с огромным миром. И этим счастьем хочется делиться. Я не понимаю художников, черпающих вдохновение в болезнях своей души, в болезнях социума, ведь прекрасного несравненно больше, чем может вместить одна жизнь. Ведь мир задуман для красоты…»
Анна Соболева
Дизайнер
Член Союза Дизайнеров России.
Родилась в 1979. Живёт и работает в С-Петербурге
1998 - Окончила художественный лицей по специальности ювелир при объединении «Русские Самоцветы».
2002 - 2008 - Обучение на кафедре «Художественный текстиль» С-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
2009 – по настоящее время – преподаватель С-Петербургского государственного университета культуры и искусств, курс «Инновационный текстиль».
Более трех десятков работ находятся в частных коллекциях России и Германии.
Участие в выставках:
2009 - Седьмая Петербургская Биеннале Дизайна «МОДУЛОР 2009».
- «International Garden Photographer of the Year 2009», конкурс фотографий, Великобритания.
- «VALCELLINA AWARD 2009» 7-ой международный конкурс современного искусства текстиля, Италия.
- АРТ-ТЕАТР-МУЗЕЙ, СПб, ЛенЭкспо
- «Time to design – new talent award 2009», Дания.
- I Всероссийский фестиваль ручного ткачества, Петрозаводск.
- «Образ в ткачестве», Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров.
2008 - International Forum Design, Ганновер, Германия.
- «Дизайн- дебют 2008 », конкурс Международной школы дизайна СПб.
2007 - «МИНИГОБЕЛЕНЫ», галерея « ЗОНА ДИ», СПб.
- «Осень 2007», Выставочный центр Союза Художников России, СПб.
- Шестая Петербургская Биеннале Дизайна «МОДУЛОР 2007».
- «Мифо Творчество», международная выставка, Музей ДПИ СПбГХПА.
- «Ориентиры», живописный конкурс, Авторская студия Ольги Разиной.
- «Перспектива 2007» TextilExpo Москва, международный конкурс дизайнерских проектов.
- «Весна 2007», Выставочный центр Союза Художников России, СПб.
- «Шёлк и хлопок: ткани», Санкт-Петербургский Союз Дизайнеров.
- «Разговор», галерея «Центр книги и графики на Литейном», СПб.
2006 - «Петербург - Старый новый взгляд», Галерея «Борей», СПб.
Награды:
2009 - Серебряный диплом VII Петербургской бьеннале дизайна «МОДУЛОР 2009»
в категории Б (студенческие работы).
«Неисчерпаемый Источник моего вдохновения – Живая Природа, которая окружает нас повсюду, и Человек. На сегодняшний день движущей силой в моем творчестве является эксперимент с всевозможными материалами, техниками, идеями и движение от многословия к лаконизму».