В Шаламовском доме Вологодской областной картинной галереи открыта выставка «Современная гравюра Санкт-Петербурга». Это первая большая экспозиция современной гравюры в Вологде, организованная по инициативе Общенационального общества любителей экслибриса и графики. Новая общественная творческая организация сейчас объединяет в своих рядах около 40 ведущих художников, коллекционеров и исследователей искусства экслибриса и графики со всей России. Она была создана в Вологде по решению участников 2-го Всероссийского конгресса экслибриса в 2008 году. Своей основной целью это общество провозгласило всестороннюю поддержку и пропаганду искусства экслибриса и графики малых форм в России через организацию выставок и творческих конкурсов, проведение всероссийских конгрессов, издание новой, в том числе и периодической литературы, посвященной развитию экслибриса и графики как в России, так и за рубежом. Надо отметить, что почти половину членов нового общества составляют художники и коллекционеры экслибриса из Санкт-Петербурга и одиннадцать из них участвуют в новой экспозиции картинной галереи. Экслибрисная выставка, несомненно, наглядно и ярко решает задачу по пропаганде искусства гравюры и в то же время продолжает давно сложившуюся традицию показа в Вологодской картинной галерее лучших произведений мастеров изобразительного искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. Она дает всем знатокам и любителям искусства уникальную возможность всмотреться именно в сегодняшний процесс развития графического творчества в северной столице России. Причем рядом представлены и традиционные станковые гравюры камерного формата с самыми разнообразными сюжетами, и совсем новые экслибрисы, созданные в 2010 году, которые подтверждают такую неоднозначную тенденцию в развитии современного экслибриса как все большое превращение книжных знаков в особый вид графики малых форм. И если раньше экслибрисы зачастую отражали лишь интересы и литературные пристрастия их владельцев, то сегодня они в своих наиболее интересных, технически сложных и высокохудожественных образцах более всего выражают творческий поиск самих художников.
Удивляет и восхищает как разница в возрасте, опыте и творческих достижениях художников-участников выставки (возраст от 20 до 70 лет; представительство уже признанных мастеров и студенческой молодежи), так и широкое разнообразие тем и образов, к которым в своих гравюрах и экслибрисах обращаются авторы. От изображения библейских сюжетов («Молитва» А. Мишиной, «Причастие» Е. Новиковой, «Возвращение блудного сына» и «Адам и Ева» О. Яхнина) и мифологических богов и героев («Суд Париса» В. Гузенюка, «Похищение Европы» Н. Казимовой и А. Мишиной, «Венера и Амур» Е. Киселевой) через использование традиционных для российского экслибриса тем, образов писателей (А. Пушкин, С. Есенин) и литературных персонажей (работы М. Гавричкова, Н. Домашенко, Н. Казимовой, В. Кобзева, М. Колышкиной, В. Орлова, Л. Рослова, Н. Саутина, Л. Строганова, О. Яхнина) идет поиск новых тем и сюжетов, диктуемых ХХI веком. В этом неустанном поиске художниками города на Неве используется всё многообразие технических приемов искусства гравюры. Это и самый старый вид гравюры на металле – гравюра резцом по стали, и цветные офорты с акватинтой или с раскраской вручную акварелью; гравюры на дереве и гравюры на пластике, линогравюры и литографии. От утонченно сложной офортной техники в исполнении одних мастеров (В.Верещагин, М. Гавричков, В. Гузенюк, Н. Казимова, Е. Новикова, Л. Строганов, О. Яхнин) до лаконичных и экспрессивных линогравюр других авторов, как художников старшего поколения (В. Анопова, Ф. Волосенков), так и молодых (С. Казимов, И. Козуб, П. Соловьева). Всё это наглядно говорит о свободе мысли и творческого поиска современных петербургских художников, показывает непрерывность и определенную преемственность этого процесса, основанного на великих традициях академической и новаторской гравюры России XVIII-XX веков. На выставке в картинной галерее представлено 240 произведений 20 авторов, созданных в конце XX – начале XXI века. Это неоклассика и ретроспективизм, традиционное реалистическое видение мира и символизм, тенденции авангардного формотворчества и постмодерна.
Выставка гравюры малых форм художников Санкт-Петербурга – большое событие для всех вологжан, как простых зрителей, давно и искренне любящих искусство графики, так и профессионалов – художников и искусствоведов, думающих о развитии традиций вологодской графики.