Творческая мастерская Бориса Мессерера давно переросла значение обыденного рабочего места художника. «Поварская, 20» – это не просто московский адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, живописи и музыки. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие писатели Василий Аксенов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев и другие.
Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения «шестидесятников», которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов.
Оригинальность дарования и специфика художественного видения Бориса Мессерера проявились и в его увлечении акварелью. Обладая совершенно уникальной манерой письма, здесь, как и в других областях своего творчества, он достиг большого тематического и жанрового разнообразия.
Натюрморты Мессерера – в основном цветы с небольшим реквизитом – бокалы, вазы, тарелки с фруктами. Прежние его любимые «модели», граммофонные трубы трансформировались в экзотические и чувственные лилии.
Мессерер всю жизнь создает свой образ Прекрасной дамы. В его портретах главенствуют две героини – Майя Плисецкая и Белла Ахмадулина. Удивительно лиричные портреты музы художника, словно позволяют зрителям услышать ее стихи, тихо звучащие с его полотен, творят тончайшую атмосферу экспозиции, расшифровывая ее главную Идею – «Посвящение Белле Ахмадулиной».
Среди акварельных пейзажей, созданных художником, выделяются импрессионистические по характеру изображения и лирические по настроению виды Рузы, Поленова, Тбилиси, Коктебеля и конечно его любимой Тарусы.
Впечатление и от акварелей, и от общения с Борисом Мессерером одинаковое – это его абсолютная, всеобъемлющая искренность. Ведь как сказал о нем его друг Андрей Битов: «Вся его жизнь посвящена творчеству, а все свободное время любимым и друзьям».
Галина Смоленская
***
Из выставочной Гостевой книги: «Я давно знал, что Борис Асафович выдающийся театральный художник, а сегодня познакомился с ним – портретистом, пейзажистом и автором натюрмортов. Выставка – гимн влюбленного человека – в женщину Беллу Ахмадулину и в город - Тарусу. Это воистину гимн, созданный любящим сердцем, хозяин которого замечательный мастер, художник, живописец. Сумрачная, осенняя, старая Таруса на полотнах Б. Мессерера полна нежности, грусти, умиления. И это находит ответ в сердцах зрителей. Очаровательны старые домишки, церкви, соборы, старые улочки и, конечно же, Ока. Художник неутомим в поисках новых точек, видов, ракурсов. Трудно выделить какие-либо картины – они все прекрасны, почему-то мое сердце больше других тронуло полотно «Таруса перед дождем». Что касается портретов великого поэта Беллы Ахмадулиной, могу сказать одно - я ее обожаю и восхищаюсь. Спасибо Боре, что он передал свое восхищение замечательной Беллой всем нам».
Эльдар Рязанов