НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Александр Пантелеев: мастер индустриальной темы

c 7 апреля по 4 мая 2010Вологодская область
Пантелеев А.В. Индустриальная муза. 1978. Холст, масло. ВОКГ.
Пантелеев А.В. Встреча. 1986. Холст, масло
В 2010 году исполняется двадцать лет со дня смерти заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева. К этому событию в Мемориальной мастерской художника открылась выставка из его творческого наследия «Индустриальная тема». Дело в том, что в историю отечественного изобразительного искусства он вошел именно как ведущий мастер индустриального пейзажа. Интерес к индустриальным мотивам, очень популярному в советский период истории живописи жанру, сегодня вновь набирает силу. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге готовится специальная тематическая выставка «Так закалялась сталь». В 2009 году автором этой статьи была защищена кандидатская диссертация по данной проблематике. В коллекции областной картинной галереи хранится около двадцати живописных полотен А. В. Пантелеева индустриальной тематики, среди них монументальные виды Череповецкого металлургического завода, комбинатов нефтехимии в Башкирии, уникальные полотна цикла о роботах «Чин непредвидения», а также две серии графических рисунков «По индустриальной ГДР» и «Азов-сталь». В индустриальных пейзажах А. В. Пантелеева нашли отражение основные стадии развития промышленной темы в советском искусстве. Выдающаяся роль и место Пантелеева среди мастеров отечественного индустриального ландшафта 1970 – 1980-х годов стали ясны уже в момент его участия на выставках тех лет. Художник не просто оказался в ряду таких выдающихся, оригинально мысливших живописцев, как И. Шважас, Т. Салахов, Н. Кормашов, С. Юнтунен – своих соратников, близких по духу художников, формировавшихся с ним в одно время, но и более молодых, на которых он сам уже оказывал влияние. Переехав в 1976 году в Вологодскую область, Пантелеев включился в работу Череповецкой индустриальной группы художников (В. Корбаков, Н. Гришачев, Д. Журавлев, С. Юнтунен, Э. Браговский), вскоре став ее лидером. Живописец сумел создать самобытную образно-содержательную и композиционно-пластическую модель индустриального пейзажа. Продолжив традиции классиков К.Богаевского, А.Дейнеки, Г.Нисского, он создал свою собственную стилистику. Прежде всего это касается цикла картин о роботах, не имеющих аналогов ни в отечественном, ни в мировом изобразительном искусстве. В них художник сумел передать двойственную сущность технического прогресса, создав в своих живописных произведениях две модели отношения к достижениям науки и техники - от восторженного преклонения до отрицания.

Новаторство А. В. Пантелеева могло бы восприниматься как дальнейшее углубление познания самого духа техники, изучение машины как живого существа. Но наличие в творчестве художника работ с металлическими рыбами, прямо указывающими на негативное отношение автора к неразумному вмешательству человека в природу, не позволяют так воспринимать эти картины. А использование в этих полотнах иконографических композиций православной иконы («Успение Богородицы», «Распятие Христа», «Богоматерь с младенцем Христом», икон с предстоящими), сама тематика произведений о роботах – смерть, распятие, оплакивание – доказывают это мнение. Драматические христианские сюжеты, напряженный колорит и композиционно-ритмические особенности этих картин свидетельствует о глубоком трагическом чувстве, заложенном в них. Объединение картин о роботах в цикл «Чин непредвидения» показало намеренное обострение и углубление автором индустриальной темы, сведение двух диалектически противоположных начал – религиозной духовности и технократической бездушности - к единству. От этого сопоставления и одновременно объединения резче зазвучала тема опасности превращения человека в механического двойника. Несмотря на то что ХХ век знал множество течений и направлений, выдвинул бессчетное количество художественных концепций и интерпретаций действительности, иносказание А.В. Пантелеева о человеческом существовании, выраженное им в формах «машинных взаимоотношений» в цикле картин «Чин непредвидения», представляется уникальной, отчаянной попыткой художника достучаться до сознания людей, разбудить в них тревогу за будущее мира и человечества. Не являясь ученым благодаря творческому дару предвидения и обобщения, живописец создал образы, потрясающие не только силой художественной убедительности, но поразительно совпадающие с пророчествами таких философов, как О. Шпенглер, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, писателей В. Брюсова, К.Чапека, О. Хаксли, Е. Замятина, Д. Оруэлла. Используя возможности изобразительного искусства, он словно проиллюстрировал их мысли, запечатлев трагическую сущность антагонистичных по своей природе явлений, передав тем самым противоречивый дух современной цивилизации.

www.museum.ru/N39676
Ваше мнение »»

»»Вологодская областная картинная галерея
Адрес:Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:(8172) 72-79-02
сайт:vologda-gallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.02.2024  x    ?  


Юбилейная выставка "Три века Санкт-Петербургского университета" в Петропавловской крепости

Выставка «Драконы Востока» в Музее Парка Горького

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Выставка «Зураб Церетели. Гений современности» в Казани

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Отблески радости. Ткани и вышивки Индии

Выставка к 80-летию учреждения орденов Ушакова и Нахимова в Музее Победы

Выставка фотографий "Святыни Сербской православной церкви" в Часовне-музее Спаса на Крови

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Острова традиций» в станице Вёшенской

Salon de 4ceramics

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка «Памятники архитектуры России» в Томске

Гарсиа де Марина. Нюансы

Выставка "Николай Тырса смотрит на Матисса" в ГМИИ имени А.С. Пушкина

К 100-летию со дня рождения В.Е. Флинта. Выставка «100 удивительных животных»

Выставка Софии Солнцевой «Черная лестница»

Творческая лаборатория для подростков «Черная Грязь. Истории из бабушкиного серванта» в Царицыне

Презентация книги Валерия Сажина «Не только о Хармсе: от Ивана Баркова до Александра Кондратова»

Выставка Т.Н. Петровой "Про то, что я люблю..." в Музее петербургского авангарда

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Кижи. Небесное послание" в Коломенском

Четвертый сезон проекта «АРТ. Точка» в Музее Сурикова

Выставка «Обычные вещи. Свет»

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru