НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Александр Пантелеев: мастер индустриальной темы

c 7 апреля по 4 мая 2010Вологодская область
Пантелеев А.В. Индустриальная муза. 1978. Холст, масло. ВОКГ.
Пантелеев А.В. Встреча. 1986. Холст, масло
В 2010 году исполняется двадцать лет со дня смерти заслуженного художника РСФСР Александра Васильевича Пантелеева. К этому событию в Мемориальной мастерской художника открылась выставка из его творческого наследия «Индустриальная тема». Дело в том, что в историю отечественного изобразительного искусства он вошел именно как ведущий мастер индустриального пейзажа. Интерес к индустриальным мотивам, очень популярному в советский период истории живописи жанру, сегодня вновь набирает силу. В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге готовится специальная тематическая выставка «Так закалялась сталь». В 2009 году автором этой статьи была защищена кандидатская диссертация по данной проблематике. В коллекции областной картинной галереи хранится около двадцати живописных полотен А. В. Пантелеева индустриальной тематики, среди них монументальные виды Череповецкого металлургического завода, комбинатов нефтехимии в Башкирии, уникальные полотна цикла о роботах «Чин непредвидения», а также две серии графических рисунков «По индустриальной ГДР» и «Азов-сталь». В индустриальных пейзажах А. В. Пантелеева нашли отражение основные стадии развития промышленной темы в советском искусстве. Выдающаяся роль и место Пантелеева среди мастеров отечественного индустриального ландшафта 1970 – 1980-х годов стали ясны уже в момент его участия на выставках тех лет. Художник не просто оказался в ряду таких выдающихся, оригинально мысливших живописцев, как И. Шважас, Т. Салахов, Н. Кормашов, С. Юнтунен – своих соратников, близких по духу художников, формировавшихся с ним в одно время, но и более молодых, на которых он сам уже оказывал влияние. Переехав в 1976 году в Вологодскую область, Пантелеев включился в работу Череповецкой индустриальной группы художников (В. Корбаков, Н. Гришачев, Д. Журавлев, С. Юнтунен, Э. Браговский), вскоре став ее лидером. Живописец сумел создать самобытную образно-содержательную и композиционно-пластическую модель индустриального пейзажа. Продолжив традиции классиков К.Богаевского, А.Дейнеки, Г.Нисского, он создал свою собственную стилистику. Прежде всего это касается цикла картин о роботах, не имеющих аналогов ни в отечественном, ни в мировом изобразительном искусстве. В них художник сумел передать двойственную сущность технического прогресса, создав в своих живописных произведениях две модели отношения к достижениям науки и техники - от восторженного преклонения до отрицания.

Новаторство А. В. Пантелеева могло бы восприниматься как дальнейшее углубление познания самого духа техники, изучение машины как живого существа. Но наличие в творчестве художника работ с металлическими рыбами, прямо указывающими на негативное отношение автора к неразумному вмешательству человека в природу, не позволяют так воспринимать эти картины. А использование в этих полотнах иконографических композиций православной иконы («Успение Богородицы», «Распятие Христа», «Богоматерь с младенцем Христом», икон с предстоящими), сама тематика произведений о роботах – смерть, распятие, оплакивание – доказывают это мнение. Драматические христианские сюжеты, напряженный колорит и композиционно-ритмические особенности этих картин свидетельствует о глубоком трагическом чувстве, заложенном в них. Объединение картин о роботах в цикл «Чин непредвидения» показало намеренное обострение и углубление автором индустриальной темы, сведение двух диалектически противоположных начал – религиозной духовности и технократической бездушности - к единству. От этого сопоставления и одновременно объединения резче зазвучала тема опасности превращения человека в механического двойника. Несмотря на то что ХХ век знал множество течений и направлений, выдвинул бессчетное количество художественных концепций и интерпретаций действительности, иносказание А.В. Пантелеева о человеческом существовании, выраженное им в формах «машинных взаимоотношений» в цикле картин «Чин непредвидения», представляется уникальной, отчаянной попыткой художника достучаться до сознания людей, разбудить в них тревогу за будущее мира и человечества. Не являясь ученым благодаря творческому дару предвидения и обобщения, живописец создал образы, потрясающие не только силой художественной убедительности, но поразительно совпадающие с пророчествами таких философов, как О. Шпенглер, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, писателей В. Брюсова, К.Чапека, О. Хаксли, Е. Замятина, Д. Оруэлла. Используя возможности изобразительного искусства, он словно проиллюстрировал их мысли, запечатлев трагическую сущность антагонистичных по своей природе явлений, передав тем самым противоречивый дух современной цивилизации.

www.museum.ru/N39676
Ваше мнение »»

»»Вологодская областная картинная галерея
Адрес:Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 3
Проезд:Проезд от железнодорожного и автобусного вокзалов: тролл. № 1 - до остановки ТЮЗ (ул. Октябрьская); тролл. № 4 - до остановки Каменный мост. Далее пешком на Кремлевскую площадь или к филиалам
Телефоны:(8172) 727903
сайт:www.vologda-gallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Вячеслав Сухов. Вдохновение

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Александра Вертинская. Парадиз


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru