НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Ленинградский стиль промграфики 60-80 гг." в галерее "КвадраТ"

c 16 апреля по 23 мая 2010Санкт-Петербург
Промграфика Игоря Оминина
На выставке будут представлены работы ленинградских художников.

В 1964 году в Москве впервые прошла первая всесоюзная выставка прикладной графики, организованная Академией художеств и Союзом художников СССР, окончательно утвердив в стране новую профессию - графический дизайнер. Правда, она была тщательно замаскирована советскими псевдонимами типа «художественное конструирование», «техническая эстетика», «прикладная графика», «промышленная графика», «промграфика и упаковка» и т. п.

Известно и то, что промграфика получила свое неожиданное и бурное развитие благодаря революции «сверху», состоящей из нескольких постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «Заказчиками» графического дизайна по тем временам оказывались крайне безличные к своей продукции государственные организации, «списывающие» бюджетные средства на дизайнерские штучки в силу административно–командного принуждения. Зачастую они делали это больше «для галочки», чем для продвижения своего промышленного продукта, поскольку в стране была плановая экономика, порождающая дефицит и никому даже в голову не приходило подумать о том, насколько производящиеся продукты обладают способностью к конкуренции. Да и с кем было конкурировать?

И все же, из разряда парадоксов времени, рождающихся на просторах нашей большой Родины, сегодня вызывающих неподдельное удивление, является то, что страна, индифферентная к творческим результатам художников – промграфиков, обрела в их лице высокопрофессиональных мастеров своего дела.

Советская промграфика стала той свободной от идеологий и экономических притязаний зоной, где художники чувствовали себя относительно свободно. В самом начале 60- х г. в промграфике отчетливо обнаружилась преемственность основных традиций и наработок, относящихся к самому яркому и самостоятельному периоду отечественного искусства 20-30-х годов. Это важно отметить еще и потому, что молодым мастерам достаточно быстро удалось преодолеть очевидный упадок стиля, случившийся в сталинские времена.

Бесспорно и то, что промграфика в 20-30-х годах совсем не походила на коммерческую рекламу, которая, призвана регулировать потребление товаров, эксплуатируя человеческий эгоизм, а имела свои сверхзадачи. Она несла пафос пропаганды новых общественных и эстетических норм, была своего рода художественной агитацией, языковые коды которой мастера находили в фотомонтаже, шрифтовых наборах, национальном орнаменте, новой геральдике и т.д.

В 60-х годах промграфика окончательно утратила свою пропагандистскую напористость 20-х, но оставила за собой право на многие наработки того времени. В отсутствии в стране рынка и конкуренции товаров, а также идеологического давления на бытовую среду, где без особых затей незаметным для всех партий и правительств существовал советский человек, художники создали для себя новое художественное поле. Избегая рекламных приемов воздействия и не желая никого заинтересовать или каким-либо образом повлиять на выбор товаров во времена его тотального дефицита, они проявляют удивительную свободу художественного самовыражения.

Мастерам интересны вопросы оформления, красота и изящество самых простых вещей, даже таких как спичечный коробок или пачка сигарет. И именно из советской бытовой среды, неожиданно и постепенно начинает проступать новая сверхзадача промграфики - воспитание вкуса граждан страны.

Поскольку художественные идеи ленинградской школы промграфики все исходят из городской среды, то в них и проявляется тот пафос любви к городу, что несет в себе неиссякаемые источники вдохновения не только для большого числа мастеров, но и создает образ самого красивого и европейского из всех городов советской страны.

Петербургское пространство, хранящее неразделенность неба и земли, словно вынуждает творцов каждый раз вычерчивать личную линию горизонта, проявляя силу воли, благодаря чему ими создаются образы города, равноценно сохраняющие в себе различные символы эпох от памятников петровских времен до революционного крейсера «Аврора», от новостроек Малой Охты до морских урбанистических пейзажей Балтики. Так в период с 60 по 80-е годы постепенно сложилась анонимная для страны, но известная миру сильная и яркая школа советского графического дизайна.

К парадоксам времени можно отнести следующие факты:

1. при полном неприятии и осуждении мастеров аналитического искусства 20-30-х годов, в промграфике, начиная с начала 60-х и почти до самой перестройки существовал и развивался стиль, созданный в далекие 20-е годы художниками-конструктивистами, вдохновленными идеями искусства-производства, сливающегося с жизнью.

2. Из раздела курьезов, но принадлежащих парадоксам истории – во времена перестройки, отрекаясь от всех наработок советского искусства, многие художники новой волны, экспроприировали идеи своих предшественников, присвоили их и сделали «своими», позабыв просто кивнуть в благодарность поколению «шестидесятников», сохранивших чувство памяти и преемственности традиций.

О. Томсон

www.museum.ru/N39588
Ваше мнение »»

»»Галерея КвадраТ
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 28, бельэтаж
Проезд:Ст. м. "Горьковская"
Телефоны:8 (963) 315-69-37
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.09.2023  x    ?  


Цикл лекций «Картины мира в музыке» на ВДНХ

Фотовыставка «#ВМЕСТЕ» в Музее Победы

«На пути сарматского дракона». Выставка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в Оренбурге

Выставка «Сначала было море» в Музее Мирового океана

Придумали и сделали! Конструкция памяти. LOMM lab

На ВДНХ открылась выставка "Медицина - двигатель истории. Четыре века на службе государству"

Концерты органной музыки в Пушкинском музее

Выставка "Алексей Щусев. 150"

Иван Чемакин. Дорожное кино

«Трудности перевода». Вечер к Международному дню переводчика

Музейно-усадебный променад «Обыкновенная жизнь в необыкновенной усадьбе»

Архитектор А.В. Сивков. Реконструкция зданий Эрмитажа. 1920–1950-е годы

«Тарусский причал» в сквере Всероссийского музея декоративного искусства

Выставка победителей IV Международной биеннале печатной графики "Дети и море"

История в учебнике, учебник в истории

Выставка живописи и графики из частных собраний «От реализма к абстракции» в МВК РАХ

Ко Дню московского народного ополчения. Выставка «Огненный путь» в Музее Победы

Роман "Сапфировый альбатрос" представят в месте действия

«Свою тоску напрасно я вложила в эти листки»: к 140-летию Веры Аренс

Проекты Музейного города ВДНХ стали лауреатами V Всероссийского конкурса «Корпоративный музей»

Выставка «Горький… и другие» в «Шолохов-Центре»

Школа фотографии для подростков в Школе Родченко

От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Пермь

Программа “Маяковский и Булгаков: на двух этажах”

Цикл лекций «История градозащитного движения в Санкт-Петербурге» в Музее Анны Ахматовой

Выставка Андрея Ромасюкова «Отрицание течения времени» в АРТМУЗЕ

Военно-исторический фестиваль "Москва за нами.1941 год" в Музее-заповеднике "Бородинское поле"

Выставка «Старинная японская фотография» в Оренбурге

День барсука в Дарвиновском музее

Выставка «Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"» в Третьяковской галерее

Фестиваль «Sound Around Камчатка-2023»

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

Великаны и карлики прошлого и настоящего на выставке в Дарвиновском музее

НОРМКОР. Практики повседневности в современной молодежной фотографии

«Тонкий мир» художника Владимира Масалитина

IX Фестиваль подводной фотографии «Дикий подводный мир»

Выставка к 210-летию Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации

«Павильон орхидей» в Музее Востока


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru