НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка н.х. России Дмитрия Белюкина «Пушкину посвящается»

c 20 марта по 20 апреля 2010Псковская область
Прогулки по аллее Керн. Осень
Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском
Пушкин и Языков в Михайловском
Михайловская ссылка. Зима 1825 года
Пушкинская тема – постоянная в творчестве Дмитрия Белюкина. Посетив впервые Пушкиногорье во время студенческой практики в 1983 году, художник навсегда «заболевает» этой темой. Важнейшим этапом работы над нею стала дипломная картина «Смерть Пушкина» (1985 – 1986) – масштабное и на редкость для молодого художника зрелое по воплощению замысла историко-психологическое произведение. Диплом был успешно защищен, а пушкинская тема стала «разрастаться», ветвиться, не отпуская мастера.

Начало «жизни на фоне Пушкина», положенное дипломной работой, было мощным и многообещающим. Этим полотном художник словно присягал на верность художественной правде. Последние часы жизни поэта проходили в его кабинете дома на Мойке, и этот кабинет изображен на картине с предельной достоверностью и любовью к каждой детали, связанной с Пушкиным. Завершая свое художественное образование, Дмитрий Белюкин защитил второй диплом по факультету графики, представив цикл эскизов иллюстраций к «Евгению Онегину».

Художник недаром говорит о том, что пушкинскую эпоху он переживает как родственную, близкую себе: «Пушкинская эпоха – самая любимая мною, жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. У меня собран колоссальный материал, связанный с той эпохой, – и с костюмом, и с усадебным бытом… Общеизвестно определение Белинского: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни». Надеюсь, что и иллюстрации к роману получились так же энциклопедически точны. Тема эта неисчерпаема, и я надеюсь к ней вернуться».

И точно: любовь художника ко всякой детали, несомненное его стремление к точности изображаемого сближают наше восприятие пушкинского текста с его восприятием. В белюкинской любви к таинственному, всеобъемлющему, допускающему все новые и новые толкования текста «Онегина» – залог нашего, читательского и зрительского, взаимопонимания с художником. Стиль «онегинских» работ Дмитрия Белюкина можно назвать «нежным». Нежные касания обожаемого произведения. Эта тонкость, эта теплота переживания пушкинского текста – во всем: и в общем тоне, выбранном для работ серии, и в проникновении в атмосферу эпохи, и в деликатности трактовки исторического быта, каждой его детали.

На протяжении многих лет Белюкин занимался и занимается исторической картиной: это научило живописца точности и правдивости в сочетании со способностью к творческому переживанию исторического факта, к его эмоциональной интерпретации. Говоря словами Пушкина, «каков я прежде был, таков и ныне я»: ощущению подлинности в «онегинской» серии Белюкина не мешает та свобода иллюстратора в отношении к драгоценному материалу, которой учит только подлинная любовь.

Свободная любовь к Пушкину… «Иди, куда влечет тебя свободный ум…» Свободная любовь и тщательность изысканий, нежность, трепет перед первоисточником и полет фантазии – все это есть и в иллюстрационном цикле к «Онегину», и в станковых вещах Белюкина на пушкинскую тему.

Об этом говорит сам мастер: «В том же 1981 году я побывал в музее на Мойке. Был поражен убедительностью, подлинностью всей обстановки библиотеки, кабинета – места, где Пушкин умер. Тогда возник замысел картины «Смерть Пушкина». Это первая моя серьезная вещь, посвященная ему. Моя пушкиниана началась с последних дней Пушкина – так получилось. А потом появились другие темы: и Пушкин в Тригорском, и Пушкин в Михайловском, и так далее».

Две картины, написанные несколькими годами позже, – «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском» (1989) и «Пушкин и Языков в Михайловском» (1991) исполнены в совершенно ином эмоциональном регистре, чем дипломная работа. В них отражена светлая сторона и жизни поэта, и его натуры. Обе композиции пронизаны светом и чувством радостного, вдохновенного общения Пушкина с близкими ему людьми.

Впоследствии, приезжая в Михайловское и Тригорское, он не разочаровывался, а очаровывался все больше. Каждый вид был готовой картиной – все могло стать фоном для картины о Пушкине, вместить в себя фигуру поэта. «Сам пейзаж подсказывал тему и картины, и иллюстраций», – говорит Белюкин. Как-то по дороге из Тригорского в Михайловское ему подумалось, что вот этой дорогой мог ехать Онегин из гостей, видеть эту самую луну и что Тригорский дом – действительно дом Лариных. Здесь все дышало живым присутствием не только поэта, но и его персонажей. Художник обязан пушкинским местам еще и тем, что тут выработался принцип, которым он руководствуется всю свою «взрослую» творческую жизнь: прежде, чем написать картину, ее надо увидеть. Она должна сформироваться в сознании, оформиться как бы «внутри глаза» – и тогда над ней можно работать.

Совершенно исключительную роль в становлении белюкинской пушкинианы сыграл С.С. Гейченко, легендарный директор заповедника в Михайловском. «Именно благодаря Семену Степановичу тема мелкопоместной усадебной жизни – красота этой жизни – стала моей темой. Сила личности Гейченко, размах его мечты оказали на меня воздействие еще и в том смысле, что пушкинская тема переросла для меня в тему русской усадьбы. Баратынско-тютчевское Мураново, тургеневское Спасское-Лутовиново стали для меня источниками новых впечатлений и нового вдохновения».

В своих замыслах о будущих картинах, посвященных встрече с Керн, где поэт будет показан на взлете вдохновения и влюбленности, мастер решает эту тему предельно целомудренно и одухотворенно, избегая «случайностей быта», но достоверно в высшем смысле – чтобы была ощутима творческая атмосфера, в которой создавался текст «Я помню чудное мгновенье». Верный себе, Белюкин пишет липы, уцелевшие с пушкинских времен и видевшие обоих участников свидания (цикл картин «Прогулки по аллее Керн»: «Весна», «Лето», «Осень», «Поздняя осень» и «Зима», 2003). И это – также труд исторического живописца: перед нами – «портреты современников эпохи, а кроме того, липы видели и разграбление усадьбы после революции, и приход немцев, поэтому облик деревьев необходимо сохранить для потомков. Точно так художник «музеефицирует», бережно сохраняет не только обстановку, но и сам воздух времени, который он воссоздает в своих композициях разных лет («Пушкин и Языков в Михайловском», 1991; «Осипова с детьми весной 1813 года», 1998-2003; «Михайловская ссылка. Зима 1825 года», 2003; «Усадьба Ганнибалов Петровское. Весенний разлив», 2005, и др.).

Дмитрий Белюкин – поистине русский художник. Он всегда вносит в свои работы ту духовную приподнятость и чистоту, тот высокий настрой, которые отличают классическую русскую художественную школу. Он носитель искусства нравственного, приподнимающего и очищающего душу. Творчество художника отличает подвижничество и гражданская позиция: он обращается к тому, что было выброшено, стремится вернуть культурную традицию, без которой скучно и холодно.

www.museum.ru/N39437
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.08.2020  x    ?  


«Ч+Ч». 180-летию П.И. Чайковского и 160-летию А.П. Чехова посвящается

Выставка "Преображенцам - с благодарностью" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла

Выставка “Первый деревянный заповедник” на ВДНХ

«Только побольше Фонтанки…». Экскурсия по Петербургу Анны Ахматовой

«Я прохожу сквозь вечный город…». Путешествие по Петербургу Иосифа Бродского

Глеб Солнцев. Восточные дневники

Выставка Ксении Векшиной «Что я вижу»

Церемония вручения премии «Инновация-2020» состоится в Нижегородском Арсенале

Выставка "Немосква не за горами" в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Ленинградскому зоопарку исполняется 155 лет!

Планшетная выставка "Моя Планета. Место силы"

Челлендж, посвящённый Боспорскому царству

Избранное за полвека. Живопись, графика, скульптура Кавказа и Средней Азии

Многоголосие: современная печатная графика Южной Кореи

Бахрушинский музей объявляет акцию «Музей врачам»

Выставочный проект «Объединяя две Победы» в Музее художественной культуры Новгородской земли

День памяти Анатолия Рахлина в Российской национальной библиотеке

Выставка "Ухо. Эволюция сложных органов" в Дарвиновском музее

Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru