«Белые мечты» – так называется вторая выставка произведений художников женщин, посвященная Международному женскому дню 8 марта, ежегодно проводимая в Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева областной картинной галереи. Эту необычную, но важную тему выбрали сами женщины для того, чтобы сделать экспозицию в едином колорите. Почему именно в белом? Белый цвет считают холодным и нам он навеян настроением уходящей зимы, снегом, метелью, чистой белизной заснеженных улиц и дворов. Вместе с тем общекультурные традиции не позволяют однопланово оценивать белый только как символ чистоты. У первобытных людей белый цвет символизировал материнство. В Китае в белый цвет обычно окрашиваются изображения, связанные с женской энергией «янь». В Древней Греции жрицы богини Весты (хранительницы домашнего очага и горящего в нем огня) носили белые одежды. Надо сказать, что в творческом понимании с белым цветом связано начало любого действия (белая бумага, белый холст, белая эмаль). Задачи наших художников в работе с цветом можно условно определить как «белое на белом». В колористическом решении возможно использование как белого фона самого изображения, выполненного в этом колорите, так и различных цветовых вариаций. Художники – дамы на «белой» выставке – попытались развить в своих произведениях избранную тему. В ней приняли участие наши постоянные авторы: Галина Дементьева, Ираида Копьева, Ольга Карпачёва, Ольга Ронжина, Валентина Шапкина, Ольга Бороздина, а также Галина Некрасова, Светлана Глунина, Елена Копейкина, Ирина Ганичева, Полина Рыбакова, Ольга Кудрякова, искусствовед Галина Дементьева. Художники, впервые принимающие участие в женской выставке, – Мария Ведясова, Татьяна Страхова, Ольга Куликова, Татьяна Чистякова, Надежда Костромитина, Татьяна Доможирова, Ольга Журавлёва, Галина Куликова, Любовь Зимина. Они представили живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. В экспозицию вошло около семидесяти работ вологодских художников-женщин.
Одной из первых увлеклась «белой» идеей живописец Галина Дементьева. Тема зимы и раньше имела место в ее творчестве, и на нашей выставке зрители смогут увидеть два новых зимних пейзажа, исполненные автором в характерной для нее манере: плотные по цвету, с игрой света на снегу в вечерних сумерках и солнечных дневных сполохах («Зимний вечер». «Зимний полдень». 2010). Художник-живописец Мария Ведясова для женской выставки выполнила зимний пейзаж с рекой в серебристо-белой гамме («Река Пишковка». 2010). В других ее картинах на освещенных солнцем летних лужайках водят хороводы белые ромашки («Девичий хоровод». 2002), и холодные белые туманы стелются в осенних далях («Белый туман». 2009). Зимние мотивы широко представлены в живописи Ираиды Копьёвой и Ольги Карпачёвой. Если перечислять все наиболее распространенные значения белого: чистота, невинность, свобода, изысканность, правда, идеал, путь, поиск, жизнь, добро, свет, вера, начало, то он ассоциативно напоминает женскую натуру. И это вполне справедливо, ведь белый - очень противоречивый цвет, в его значениях заложено очень многое и от самой женщины. Таким видится образ женщины в живописных работах Ольги Ронжиной, выполненных в абстрактной манере. За основу композиции она взяла хрустальную вазу: в ее форме, в прозрачности материала, через обобщенный образ женщины художник передает предметную красоту, любование натурой и одновременную хрупкость женской души («Синяя ваза», «Красная ваза». 2010).
В натюрмортах Валентины Шапкиной чистотой и свежестью мая благоухает яблоневый цвет («Ветка яблони». 2002); единым ансамблем смотрится букет белых гвоздик в сочетании с пурпурно-красным («Букет гвоздик». 2005), а любимые цветы художника – июньские пионы в бело-розовом колорите – торжественно подняли свои пышные головки («Время пионов». 2006). Художник-график Ольга Бороздина представила интересные женские образы, выполненные в авторской оригинальной манере пером и тушью, а Татьяна Страхова карандашные рисунки с цветочными натюрмортами и зимними вологодскими пейзажами. В батиках Полины Рыбаковой, Ольги Куликовой и Ольги Кудряковой изображены натюрморты с белыми предметами, воссоздана прелесть зимнего времени года и белокаменный облик старой Вологды. Художник-керамист Татьяна Чистякова и художник по фарфору Надежда Костромитина показывают на выставке уникальные декоративные белые панно из фаянса с весенними цветами и зимние фантазии в белом фарфоре с росписью синим кобальтом. В духовно-православной тематике традиционно работают художники творческой мастерской «Вологодская финифть». Татьяна Доможирова с Ольгой Журавлёвой экспонируют икону Казанской Божией Матери, исполненную в технике филиграни, перегородчатой эмали с росписью. Галина Некрасова и Галина Куликова представили в металле бесподобные снежинки и, конечно же, праздничные по настроению декоративные панно в традициях усольской художественной росписи. Вологжанки, посетители выставки не оставят без внимания ювелирные изделия художника по металлу Елены Копейкиной, а ее серьги с белым перламутром, изящные и легкие как нельзя лучше соответствуют тематике выставки.
Авангардизм творческой позиции для многих художников-женщин открыл в белом цвете качества новизны, стремления к новым визуальным образам. Авторы хорошо поработали, чтобы белый цвет заиграл всеми цветами радуги, чтобы мечта превратилась в реальность. Работа над выставкой подарила им радость и стала светлым праздником. И каким бы искусство ни было, то, что делает женщина, всегда будет очень интересно потому, что у женщины очень острый, более изощренный и гораздо более утонченный взгляд на окружающий мир.