НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка В. Любарова "Едоки" в галерее "Дом Нащокина"

c 12 марта по 11 мая 2010Москва
В. Любаров ''Ресторан ''Долина''
Вот уже около 20 лет работает Владимир Любаров над своим живописным циклом «Страна Перемилово». Эта страна, созданная воображением художника, имеет как свои, вполне определенные, географические координаты, так и собственную метафизическую топографию. Так, «столица» любаровской страны – «Деревня Перемилово» – имеет реальный прототип и расположена на границе Владимирской и Ярославской областей. А любаровский «Город Щипок», хоть и напоминает чем-то соседний Юрьев-Польский, но все-таки в большей мере рожден воспоминаниями художника о своем послевоенном детстве, проведенном в замоскворецкой коммуналке на улице Щипок. В процессе создания живописного цикла к «Деревне Перемилово» и «Городу Щипок» прилепилось «Местечко» с ветхозаветными евреями и причудливый город «Амстердам», похожий и на свой голландский прототип, и на деревню Перемилово одновременно.

Все эти годы любаровские герои живут на полотнах художника полноценной, самодостаточной жизнью: выпивают, смотрят на звезды, любят своих жен и чужих девушек, пляшут, поют хором, время от времени пускают красного петуха, иногда работают. Ходят по воде и всем миром справляются со стихией (серия «Наводнение»). А несколько лет назад, увлеченные общественным порывом, перемиловцы решили поумерить свое пьянство, оздоровиться и на некоторое время превратить Перемилово в «русскую олимпийскую деревню» (серия «ФизкультПривет!»).

Вот только подпортил перемиловцам праздник нынешний экономический кризис. Не то чтобы он выбил у них почву из-под ног: шиковать – они никогда не шиковали, просто наставшие «тощие годы» заставили их вновь задуматься о том вечном, что в российской истории во все времена совпадало с насущным. Проще говоря, о еде.

В новой серии Владимира Любарова «Едоки» все едят. Едят так же, как живут, а живут так же, как едят. Художник не изучает еду, а наблюдает за едоками. И у каждого едока на столе (на стуле, на табуретке, на газетке, на травке) натюрмортом разложена вся его личная история.

В новой серии, хоть она и радует глаз богатым продовольственным рядом, «гастрономическая реальность» не важна Любарову сама по себе. Она для художника лишь повод к тому, чтобы проявить людей, их мечты, помыслы и чувства. И, напротив, людские эмоции, потаенные думы материалируются в съедобных «вещдоках» любаровских застолий. По еде-питью, потребляемых каждым из любаровских «едоков», легко читаются их судьбы. Так, сиротские бумажные стаканчики с непонятной жидкостью – это трудные понедельники граждан, весело проведших выходные («Понедельник»). Нелепо гигантский, с барочными розочками, торт очень смахивает на несбывшееся женское счастье («У Петровны юбилей»). И бесконечно длинны – как мотаемые сроки – серые макароны, которые с энтузиазмом заталкивает себе в рот братан, явно попробовавший неволи («Макароны по-флотски»).

Особое место в этом «съестном» ряду занимают любаровские натюрморты. Если и есть повод отметить их «голландскость», то отнюдь не традицию снейдеровского роскошества, а кальвинистски аскетичную простоту. Каждый натюрморт Любарова представляет, как бы сказали нынешние диетологи, «монопродукт» – из тех, чья красота большинством из нас не воспринимается, замылился глаз. Ну что такого? – Всё это растет на каждом дачном участке: лук, чеснок, капуста, перцы, кабачки. Чуть побогаче выглядят наваленные горкой ягоды-фрукты: клубника, вишня, яблоки-груши.

Что может быть проще! Но все эти дары перемиловского огорода, поджидающие своих едоков, заряжены внутренним темпераментом, и каждый – со своей интонацией – беседуют со зрителем. Нахально и ехидно – поросший колючими зелеными отростками прошлогодный чеснок. Кокетливо, подобно перезрелой красотке, – клубника. Меланхолично, с ноткой ностальгии – золотистые перцы. Вальяжно показывает себя, расталкивая «односельчан», розовый лук. И, не слишком сообразуясь с пространством холста, расправляет свои кружевные оборки купчиха-капуста: куда вы денетесь без меня, в тощие-то годы. – И действительно: куда?..

В любаровской картине мира еда выступает необходимым условием жизни, наипозитивнейшим ее качеством. Недаром лица всех его едоков отмечены особого рода «сдержанным сиянием» – как у Стивы Облонского в предвкушении обеда. Художественный язык Владимира Любарова отражает всю полноту переживания – физиологического, эмоционального, эстетического, – которому отдаются его персонажи, когда едят. И еда – даже по-будничному бесхитростная и незатейливая, как и весь быт любаровских героев, – дает им ощущение маленькой внутренней свободы.

По-прежнему ли выпивают едоки из любаровской «Страны Перемилово»? – А как же. Но нынешние любаровские герои на то и едоки, чтобы выпивать культурно, по-людски, под закусочку и с беседой. Правда, оздоровительный период все же не прошел для перемиловцев даром – и со всей очевидностью многие из них перешли на менее забористые напитки: в серии есть даже такая «концептуальная» картинка – «Перешли на пиво». Конечно, не всем из любаровских героев этот переход дается легко. Да и не умеют люди, живущие на российских просторах, преодолевать трудности на трезвую голову. Недаром еще Иосиф Бродский отмечал, что пьянство в российской глубинке каким-то парадоксальным образом помогает сохранять душу.

На фоне нарастающего шквала кулинарных телепередач, кулинарного бума в российском книгоиздании, модного тяготения наших «продвинутых» сограждан к кухне фьюжн и ко всему гастрономически-экзотическому, художник Любаров, отнюдь не гурман, а приверженец привычной домашней кухни, в процессе создания новой серии сделал удивившее его самого открытие: оказывается, вовсе не обязательно главный слоган наших дней – «Жизнь удалась!» – писать черной икрой по красной. Эти слова с той же убедительностью можно выписать всем тем, что сегодня есть у тебя на столе: например, красными солеными помидорчиками по гречневой каше. Или чесночком по черному хлебцу… Кому что нравится!

www.museum.ru/N39345
Ваше мнение »»

»»Галерея "Дом Нащокина"
Адрес:город Москва, ул. Покровка. 3/7
Проезд:Ст. м. «Китай-Город»
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.04.2024  x    ?  


Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка «Кант и русская культура» в рамках Балтийского культурного форума

В Третьяковской галерее завершена реставрация картины Василия Перова «Охотники на привале»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru