На выставке «Удар кисти» Русский музей впервые показывает самую значительную часть своего собрания актуального искусства: 75 картин «Новых художников» и участников движения «Некрореализм». Вместе с музейными экспонируются 132 произведения из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы. Таким образом, «Удар кисти» дает возможность со всей исторической полнотой представить революционное искусство переломных 1980-х годов.
В октябре 1982 года двадцатичетырехлетний Тимур Новиков преодолел ситуацию общественного и художественного застоя и создал собственную группу под названием «Новые художники». В нее вошли Иван Сотников, Олег Котельников, Кирилл Хазанович, Евгений Козлов, Георгий Гурьянов. В первой половине 1980-х к ним присоединились Вадим Овчинников, Сергей Бугаев-Африка, Владислав Гуцевич, Андрей Медведев, Андрей Крисанов и Инал Савченков. К концу 1980-х в группе состояло более 70 человек. «Новых художников» воодушевляли две идеи авангарда: «ноль культура», то есть поиск сути за общепринятыми и истрепанными смыслами, и «всечество» Ларионова-Зданевича. Они стремились экологически реанимировать пространство жизни и культуры, делать искусство из всего, и перманентный творческий процесс не затихал в их галерее «АССА» (галереей служила комната Новикова в расселявшейся коммунальной квартире). Интерес к «неискусству» у «Новых» не означал отрицания традиционных художественных техник, как живопись или графика. Наоборот «обнуление» искусства как официального института в пользу альтернативного дружеского круга способствовало небывалому творческому состязанию в том, чтобы «переписать» в картинах и даже фресках весь мир вокруг. В результате к середине 1980-х «Новые» представляли собой энергичное творческое содружество, где каждый участник соединял в одном лице художника, музыканта, актера, поэта и писателя, а с появлением в их обществе режиссера параллельного кино Евгения Юфита, - еще и актера кино. В 1984 году Юфит создает движение «Некрореализм» вокруг основанной им студии «Мжалалафильм». Участниками движения становятся И. Безруков, А. Курмаярцев-Мертвый, В. Кустов, С. Бареков-Серп и другие. В 1985-м «Новые» становятся художниками знаменитого ленинградского рок-клуба, (на выставках группы показывает свои картины Виктор Цой), участвуют в общественных выступлениях оркестра «Поп-механика» Сергея Курехина. Тогда же работы Новикова и Котельникова рок-певица Джоанна Стингрей отвозит в подарок Энди Уорхолу, и Уорхол проявляет к «Новым» интерес, посылая им свои произведения. Становится очевидным, что творчество «Новых», в первой половине 1980-х развивавшееся за железным занавесом, изначально было инвариантом, то есть структурной единицей, интернационального художественного языка неоэкспрессионизма или «Новой волны», на котором писали Жан-Мишель Баскиа, Франческо Клементе и другие художники, чьи произведения давно входят в главные списки шедевров актуального искусства. С 1987 года «Новые» выставляются в Европе и США. Их энергия воодушевляет режиссера Сергея Соловьева и он создает знаковый фильм перестройки «Асса» с Сергеем Бугаевым в главной роли. Тогда же Тимур Новиков и Сергей Бугаев-Африка начинают собирать коллекцию картин «Новых» и в 1991 году дарят ее Русскому музею, где был вновь открыт Отдел новейших течений, созданный в 1920-е годы Николаем Пуниным, знаменитым идеологом русского авангарда. Этим символическим даром Новиков заканчивает историю своей группы, так как для него и для его друзей уже достиг апогея революционный период бури и натиска.
За прошедшие двадцать лет искусство «Новых художников» не подверглось девальвации. Став музейным материалом, оно не растворилось в многотысячных коллекциях Русского музея, но оказалось естественным продолжением золотого фонда русской авангардной живописи. Пластические открытия «Новых» («Горизонты» Тимура Новикова, экспрессионизм Котельникова и Сотникова, концептуальные коллажи и живопись В.Овчинникова) чем дальше, тем яснее открывают свое родство с искусством немецких «Новых диких», итальянского трансавангарда, американского ньювэйва и французской свободной изобразительности.
Творческой эволюции самодостаточного и динамичного искусства «Новых художников» и некрореалистов посвящен полный каталог выставки, подготовленный издательством ГРМ на русском и английском языках (авторы статей: Е. Петрова, В. Добровольский, А. Боровский, Е. Андреева – куратор раздела «Новые художники», О. Туркина – куратор раздела «Некрореализм»). Каталог включает представительный раздел литературного творчества «Новых художников».
Выставку в Мраморном дворце сопровождает обширная параллельная программа – Фестиваль «Новые художники» (куратор – Андрей Хлобыстин). Среди событий фестиваля: выставка графики из частных собраний Санкт-Петербурга в галереях Новой академии изящных искусств и Navicula Artis (Пушкинская, 10); выставка фотодокументов в галерее «Формула» (ЛофтПроект «Этажи»); видеоинсталляция из произведений параллельного кино в галерее Марины Гисич; видеопоказ программ Пиратского телевидения и лекций Тимура Новикова в галерее «Протвор»; показы мод, концерты, музыкально-литературные вечера.