НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«d = 3,83√h, или Расстояние до горизонта» в галерее «Ковчег»

c 6 февраля по 21 марта 2010Москва
Гариф Басыров. Из серии «Горожане за городом». Облачный день. 1984
Александр Лабас. Вид из самолета. 1936
Илья Машков, Константин Истомин, Антон Чирков, Федор Антонов, Александр Древин, Александр Лабас, Георгий Нисский, Владимир Вейсберг, Владимир Фаворский, Григорий Зозуля, Леонид Казенин, Борис Чернышев, Евгений Бургункер, Карл Фридман, Виктор Попков, Александр Максимов, Гариф Басыров, Павел Никонов, Наталья Нестерова, Ирина Затуловская, Юрий Бурджелян, Владимир Ильющенко, Алена Кирцова, Виктор Русанов, Валерий Бабин и другие художники

Так получается, что названия всех последних ковчеговских экспозиций нуждаются в кураторских комментариях. Общеизвестно, что приблизиться к горизонту нельзя: стоит сделать шаг по направлению к нему, и полоска вдали отдаляется от шагнувшего наблюдателя ровно на такое же расстояние. Но одно дело – достичь, другое – осознать дистанцию; то же и в творчестве. «Я должен первым быть на горизонте!» - некогда спел Владимир Высоцкий, и его девиз оказался чрезвычайно важен для всех, кто искал и продолжает искать совершенства и первенства в искусстве. Впрочем, нынешний разговор – не об аллегориях. Вынесенная в заглавие выставки формула позволяет буквально сделать, казалось бы, невозможное: вычислить примерное расстояние от наблюдателя до видимого горизонта (при этом d – это дальность в километрах, а h — высота глаз человека относительно поверхности земли или воды). Давно существуют также специальные «таблицы удаления горизонта», составленные для разной высоты положения глаза наблюдателя над поверхностью суши или моря. Но взгляд художника, как правило, не требует фундаментального научного подхода при изображении линии, которая, по определению Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, является «границей, отделяющей видимую часть небесного свода от невидимой». Словари вековой давности приводят также и расширительные трактовки этого термина, вроде «предела того, что может обнять человек умственным оком» и т.п. Разумеется, в случае с нынешней выставкой речь идет, в первую очередь, об оптическом феномене – неизменном атрибуте произведений в жанрах пейзажа, натюрморта или тематической картины, который Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля именует «окраиной земной поверхности, вкруг наблюдателя, где примыкает небо» и называет также словами «небосклон», «кругозор», «небозём», «небоскат», «глазоём» и «зреймо».

Особо стоит отметить, что горизонт – не только принадлежность пейзажа, он незримо присутствует даже в изображениях, лишенных видимой границы земли и неба: в портретах, натюрмортах, интерьерных видах. Выставка в «Ковчеге» объединяет работы с отчетливой линией небозёма и такие произведения, где горизонт остался «за кадром» – оттого ли, что художник разглядывал облака или увлекся происходящим под ногами, или в связи с тем, что ландшафтные подробности не имели отношения к жанру, избранному автором. Кроме того, к теме изображения горизонта, его присутствию в живописной картине или работах на бумаге в качестве формообразующего элемента, примыкает тема ракурса – угла зрения художника относительно изображаемого предмета. Земля, увиденная Александром Лабасом или Тамарой Рейн с высоты довоенного самолета, завоеватели Северного полюса на панно Ильи Машкова – один тип изображения; протяженные горизонтали (вот он, горизонт!) «обнаженок» или берегов Камы в акварелях Константина Истомина, предметы, демонстрирующие свою устойчивость в натюрмортах Владимира Вейсберга – другой; парящие облака, не позволившие Николаю Гришину вместить линию горизонта в изображение, или даже экспонируемый на ковчеговском потолке холст-плафон Милы Маркеловой – третий. Как бы возвращая зрителя в положение того или иного художника во время его работы, авторы выставки отказались от «академического» принципа показа произведений: их размещение на стенах «Ковчега» определил, в первую очередь, уровень изображенного горизонта. Так что при посещении экспозиции публике предстоит внимательно смотреть не только на стены, но и под ноги, а иногда поднимать голову вверх.

www.museum.ru/N38890
Ваше мнение »»

»»Галерея «Парк»
Адрес:город Москва, ул. Немчинова, 12
Проезд:См. здесь
Телефоны:(499) 977-0044
сайт:vzmoscow.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 30.04.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

Выставка «Иконы советского периода» в усадьбе Измайлово

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставка «Память Победы» в Музейно-выставочном центре РОСФОТО

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

К 80-летию Победы. Выставка "Музыка побед" в Шереметевском дворце - Музее музыки

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка «Парк Победы. Образы памяти в российском искусстве новейшего времени» в ММОМА

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

В ритме трудового фронта. Заполярная Воркута героическому Ленинграду

Выставка "Городские домовые" в Биологическом музее

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Выставка «Образ Победы Сергея Конёнкова» в Музее-мастерской С.Т. Конёнкова (Москва)

Художники-фронтовики о Родине

К 80-летию Победы. Выставочные проекты в Русском музее фотографии

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»

Выставка «Школа правды» в Красногорском филиале Музея Победы


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru