Третьяковская галерея представляет новый проект крупнейших современных художников, ключевых фигур актуального искусства, наследников традиций русского авангарда Франциско Инфанте и Нонны Горюновой.
Инсталляция развернута в зале Спецпроектов. Зал 38, открытый в 2007 году как часть постоянной экспозиции «Искусство XX века», был задуман для реализации творческих экспериментов современных мастеров, чьи работы уже представлены в музее или готовятся к поступлению в собрание.
Направление художественных поисков Ф.Инфанты определилось еще в годы обучения в Московской средней художественной школе. Тогда произошло внезапное осознание им бесконечности мира, которую ему стало необходимо исследовать и отображать. В начале 1960-х Франциско Инфанте обратился к освоению геометрической и кинетической практик; позднее, в 1968 году, в творческом дуэте с супругой Нонной Горюновой художники начали работать «под открытым небом».
Новую для себя форму в искусстве Инфанте символически обозначил словом АРТЕФАКТ. Артефактом, по его словам, является фотография, которая не просто фиксирует, а концептуально, в соответствии с замыслом художника запечатлевает присутствие искусственного объекта, созданного автором, и того участка природы, который он выбрал. В то же время, артефакт – это и «вещь «второй» природы, сделанная человеком и автономная по отношению к природе, и факт искусства (арте-факт), и символическая данность – то, чего не может быть, но таинственным образом случается».
«Снежный меридиан» задуман как проект–инсталляция артефактов исключительно со снегом. Художники не первыми в истории русского искусства исследуют снежную поверхность, рождающую ассоциации с белым холстом, листом бумаги, белым мрамором. Вслед за К.Малевичем, В.Кандинским они создают работы, в которых белое являет собой и сакральный свет, и идеальную чистоту, и запредельность, и безмолвие.
Проект включает 162 произведения разных лет, в том числе демонстрирующийся впервые цикл «Альпийский снег». Этот цикл, созданный в 2009 году, перекликается с ранним циклом 1968 года «Супрематические игры». Тогда объемно-пространственные композиции размещались на снегу – ослепительно белом фоне, служившим материалом художественного исследования «метафизики белого».
Проект «Снежный меридиан» позволяет проследить эволюцию артефакта как особой формы творческого выражения. Представлены классические произведения второй половины 1970-х годов: «Странствия квадрата» (1977) и «Очаги искривленного пространства» (1979), где авторами используется искривленная зеркальная поверхность, в зависимости от степени искривления поворачивающая отражение на 90?, 180? и даже 360?. Развитие артефакта иллюстрируют работы из циклов следующих десятилетий: «Выстраивание знака или Вывернутая перспектива» (1984–1986), «Деревенские впечатления» (1995), «Линии» (2003) и другие.
Принцип организации пространства зала и, собственно, экспозиции также является частью авторского замысла, в котором помимо художников принимала участие инициатор показа проекта в музее галерист Полина Лобачевская. В затемненном зале подсвеченные направленным светом артефакты не только расположены на белых стенах, но и свободно «парят» в пространстве. Мотив падающего снега во включенной в экспозицию видеоинсталляции звучит как напоминание об исключительной роли случая в процессе создания произведения.
Особый интерес представляет предваряющий экспозицию раздел, где показаны фотографии, запечатлевшие процесс создания артефактов и рабочие моменты съемки. Документальный материал позволяет понять, что парадоксальные и во многом загадочные артефакты создаются в реальном времени и пространстве без помощи современных компьютерных технологий – на снимках видны крепежи и растяжки, моменты монтажа инсталляций. Важно, что Ф.Инфанте и Н.Горюнова начинали создавать свои артефакты во времена, когда не было персональных компьютеров с программой «Photoshop», предвосхитив опыты современных художников, использующих возможности компьютера.
При изготовлении артефактов применены новые фототехнологии – ильфорд на дибонде и пластификация, которые позволяют добиться лучшего на сегодняшний день качества изображения.
К выставке издан каталог.
Пресс-показ – 15 декабря в 14.00 Крымский Вал, 10, зал спецпроектов № 38