Центральный Дом Художника
Фонд «Московское время»
Фотовыставка «Панорама Москвы».
Круговая панорама Москвы, снятая с храма Христа Спасителя в 1867 году, представлена в сопоставлении с современной панорамой города. Сопровождается комментариями составителей, историческими и современными фотографиями Москвы и репродукциями старинной графики.
Пресс-конференция: 17.12 в 17-00
Открытие: 17.12 с 18-00 до 21-00
8 зал (часть)
Фонд «Московское время представляет фотовыставку «Панорама Москвы», состоящую из нескольких разделов:
1. ПАНОРАМА МОСКВЫ 1867 ГОДА – основа экспозиции. Панорама сделана с храма Христа Спасителя московской фирмой «Шерер и Набгольц» (позднее «Шерер, Набгольц и К?») в 1867 году. В 1886 году панорама была издана типолитографией «И.Н. Кушнерев и К?» на 16 отдельных листах, которые стыкуются с разной степенью
точности. Панорама не является круговой: в ней отсутствует приблизительно 22-градусный сектор между 6-м и 7-м листами, что и обнаруживается при сравнении с картой города. Так что не пытайтесь найти что-либо, лежащее в секторе от левого края Тишинской площади до левого края Пушкинской (Страстной) площади. Кроме того, следует иметь в виду, что 1-й и 16-й листы частично перекрывают друг друга.
Цифрами в оригинале были отмечены 102 объекта панорамы, в том числе и те, которые плохо различимы на дальних планах. Это могут быть как отдельные здания, так и группы сооружений (например, монастыри) или определенные местности (Хорошево, Шелепиха).
Москва 1867 года – это преимущественно двух-трехэтажный город, ограниченный заставами Камер-коллежского вала, память о которых сохранилась в названиях площадей, примыкавших к этим заставам. Снимки сделаны всего через шесть лет после отмены крепостного права, и город, хотя уже и с развивающейся промышленностью, еще сохраняет вполне дореформенный вид «большой деревни».
Помимо отмеченных цифрами, панорама содержит очень много домов и церквей, ценных в историческом и архитектурном отношении, которые зритель может найти самостоятельно.
2. Следующий раздел выставки непосредственно связан с первым. Он посвящен ОБЗОРУ ОБЪЕКТОВ ПАНОРАМЫ 1867 ГОДА и представлен фотографиями каждого отмеченного на панораме места (здания, монастыря, дворца и др.), выполненными со значительным (чаще близким к вековому) разрывом во времени. Эту часть выставки (около 230 натурных фотографий и репродукций) можно рассматривать как своеобразную временну?ю панораму города, дополняющую панораму пространственную. Экспозиция позволяет заглянуть и в дофотографические времена.
Фотографии одного и того же места, выполненные с большой разницей во времени, знакомят зрителя с другой, временной, панорамой нашего города. Этот своего рода «парад панорам» позволяет составить представление о драматических изменениях, произошедших в Москве к нашему времени, почти за полтора века жизни города.
3. ВИД КРЕМЛЕВСКИХ СТРОЕНИЙ КОНЦА ХIХ ВЕКА. Фотографическая панорама сделана в 1890-х годах с места возведения памятника Александру II Освободителю в Кремле и представляет собой часть круговой панорамы Москвы этого времени. Сейчас запечатлеть этот вид затруднительно – памятник сокрушен коммунистами в 1928 году.
До наших дней панорама дошла в десяти фототипных листах, изготовленных фирмой «Шерер, Набгольц и К?» по фотографиям И. Быкова. Наименования кремлевских зданий и сооружений даны по планам Кремля конца XIX века.
4. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПАНОРАМ 1867 и 2009 ГОДОВ. Этот раздел выставки предоставляет уникальную возможность сравнить две размещенные одна над другой круговые 6-метровые панорамы 1867 и 2009 годов. Панорама Москвы 1867 года снята со старого здания храма Христа Спасителя, а современная панорама – с нового здания. Их сравнение позволяет оценить грандиозные изменения, произошедшие в городе за почти полтора столетия.
5. СЕРИЯ ПАНОРАМНЫХ ФОТОГРАФИЙ современного города.
Значительную часть исходных материалов для выставки предоставила Российская государственная библиотека. Составители благодарны неизменно благожелательным работникам отдела ИЗО РГБ: заведующей отделом Светлане Николаевне Артамоновой, главному библиотекарю Евгении Александровне Семеновой и хранителю фонда фотографий Анне Николаевне Савельевой.