13 октября 2009 в 17 часов Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, по адресу ул. Первомайская, 75, открывает выставку «Русское чаепитие» из собрания «Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века» (г. Москва). Выставка знакомит зрителя с уникальным собранием фарфора, по-новому открывая историческую и художественную значимость столь знакомого и привычного нам действия как чаепитие.
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» широко известен в нашей стране и за рубежом. Свое наименование и нынешнюю структуру музей получил в 1938 года при слиянии Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково». Оба эти музея были образованы в первые годы Советской власти по ленинским декретам о национализации помещичьих имений и художественных частных коллекций.
Именно сюда, в Кусково, фамильную усадьбу Шереметевых свозились произведения искусства, приобретенные фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым в заграничном путешествии 1697-1698 годов, и трофеи, захваченные во время Северной войны. В дальнейшем количество уникальных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства росло, что и позволило работникам музея наряду с музейным комплексом усадебного быта московского дворянства XVIII века сформировать отдельные выставки, одной из которых является «Русское чаепитие». Собрание русского и зарубежного фарфора музея огромно: в нем сосредоточено свыше 18.000 произведений русского, советского и зарубежного фарфора, фаянса и стекла.
На выставке представлены 440 образцов чайной посуды XVIII - XX веков. Среди них - уникальные изделия первого фарфорового предприятия России - Императорского фарфорового завода, основанного в 1744 году, русских частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Кузнецова и других менее известных производителей.
Драгоценные изделия из фарфора и мода на редкий экзотический напиток - чай - появились в Европе почти одновременно в XVIII в. Фарфоровая посуда придавала процессу чаепития особую изысканность и ощущение избранности. В этом же столетии были созданы основные формы чайной посуды, которая была и осталась главным изделием фарфорового производства. Она также стала «зеркалом быта», отразившим различные исторические и художественные тенденции своего времени.
Изделия первого фарфорового предприятия России - Императорского фарфорового завода в Петербурге (ИФЗ), основанного в 1744 г., предназначались только для царского двора и были очень дороги и редки. Первый частный русский завод Гарднера, основанный в 1766 г. в с. Вербилки под Москвой, выпускал более доступную продукцию для обширного российского рынка.
В первой половине XIX в. в России значительно появляется множество новых фарфоровых предприятий, и изделия из фарфора получают широкое распространение в быту. На выставке представлены сервизы и отдельные чашки и чайники ведущих русских заводов этого времени - ИФЗ, Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова. Стройные формы посуды, выполненные в традициях классицизма, украшены фигурными ручками, изящными рельефными деталями, цветными фонами и сплошной позолотой, различными орнаментами, романтическими пейзажами, необычайно разнообразной цветочной росписью.
Чайная посуда второй трети XIX в. становится более разнообразной и сложной по формам и ассортименту изделий. Наряду с обычными сервизными предметами получают распространение специальные чайные приборы – «грелки», подарочные бокалы и кружки, нарядные чайницы, различные предметы чайного стола: сухарницы, фигурные сахарницы, масленки; выпускается много трактирной посуды. Примером этих изделий могут быть предметы завода Попова, завода Корниловых, различные изделия крестьянских заводов Гжели. Уникальным экспонатом выставки является фарфоровый самовар, созданный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX в.
В последней четверти XIX в. процесс изготовления фарфора становится массовым и механизируется. На смену чайной посуде сложных форм с рельефным декором приходят сравнительно простые тонкостенные изделия, значительно упрощается их декор. К концу столетия монополистом в фарфоровой промышленности становится М. С. Кузнецов. На его заводах в Дулеве, Вербилках и др. выпускали огромное количество фасонов чайных чашек и сервизов на любой вкус. На предприятиях Кузнецова были созданы такие своеобразные изделия, отражающие традиции русского чаепития, как «пара чая» - большой шаровидный трактирный чайник для кипятка (доливной) в комплекте с маленьким заварным, в большом количестве выпускались небольшие полусферические трактирные чашки с пестрой ручной росписью.
В XX в. художники послереволюционной России продолжили и развили лучшие традиции русского фарфора, выпуская издавна полюбившиеся формы чайной посуды с современным декором.
Кроме экспонатов Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» на выставке будут представлены вещи из фондов Радищевского музея. Натюрморты, портретная и интерьерная живопись дополнят общую картину «Русского чаепития».
Выставка посвящена чаепитию, как части русского быта на протяжении трех столетий. На ней можно проследить, как менялась форма и декор чайников и чашек, как появлялись и уходили новые предметы, сопровождавшие чаепитие. Но подлинным героем, главным персонажем выставки является фарфор, который выступает во всем блеске и разнообразии своих перевоплощений. Драгоценный, изысканный и нарядный, изменчивый и многоликий, он был самым любимым материалом XVIII-XX веков, стал душой многих эпох и выразителем самых разных их увлечений, причуд и политических идей.