НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Биеннале современного искусства в Литературном музее.

c 24 сентября по 24 октября 2009Москва
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Государственный Литературный музей

представляет

три проекта в рамках

Третьей Московской Биеннале Современного искусства

с 24 сентября по 24 октября 2009 года

Шито-Крыто Марии Арендт

Частушки - своего рода русские непристойные хокку. В первых строчках рисуется невинная картинка, но к концу четверостишия история приобретает совершенно фарсовый и фантастический смысл.

Сидит ворон на березе,

Ничего не говорит

………………………

Для тех, кто знает весь текст частушки, первая строка звучит вовсе не так буколически безмятежно, как для профанов. Для тех же, кто не в курсе, частушка - хороший урок созерцания: увидев ворона на березе, не спешите с выводами - кто знает, какое продолжение будет у этой истории? Работы Марии Арендт названы по первым строкам русских частушек. Они, как и сами частушки, чреваты неожиданностями и готовы посмеяться над теми, кто привык судить по первому впечатлению. На первый взгляд они кажутся очень лаконичными, но у них есть продолжение Кто знает, тот знает. Кто-то улыбнется и подмигнет соседу, кто-то с негодованием скривит рот. Но стоит ли волноваться? В сущности, совсем простая история:

Килька плавает в томате,

Ей в томате хорошо,

Только я, е***на матерь,

Места в жизни не нашел

Мертвые души

«Мертвые души» - это новый проект в рамках серии выставок под условным названием «Русская хрестоматия». Как и в предыдущих проектах («Отцы и дети», «Война и мир», «Горе от ума») экспозиция является исследованием на тему, давно ставшей классикой русской литературы.

В данном случае это роман Н.В. Гоголя «Мертвые души». Название романа «Мертвые души» уже само по себе концептуально. Для всех, кто читал это произведение (а это каждый школьник), в самом названии кроется большое количество подтекстов. Неслучайно, что в проекте приняло участие более тридцати наших самых известных, талантливых и уважаемых художников, имеющих непосредственное отношение к московской школе концептуализма.

Каждый автор представил свой проект, заслуживающий отдельного исследования. Все работы очень интересны. Некоторые из них перекликаются, некоторые нет. Но что любопытно - все вместе они составляют более позитивную, ироничную картину, присущую нашему времени.

Участники проекта:

Звездочетов Константин

Дубосарский Владимир

Чахал Гор

Волков Сергей

Константинова Мария

Козлов Николай

Елагина Елена

Макаревич Игорь

Хлебникова Вера

Матросов Борис

Насонов Аркадий

Пепперштейн Павел

Панитков Николай

Скерсис Виктор

Стасюнас Витас

Филлипов Андрей

Чуйкова Мария

Шутов Сергей

Монастырский Андрей

Нахова Ирина

Батынков Константин

Захаров Вадим

Корина Ирина

Шульгин Алексей

Алексеев Никита

Стучебрюков Борис

Мироненко Сергей

Колейчук Вячеслав Ильич

Лейдерман Юрий

Мали Наталья

Чернышова Ольга

Альберт Юрий

Бродский Александр

Гутов Дмитрий

Ефимов Владислав

группа 4-я Высота

Косолапов Александр

Ксута Максим

Овчинников Никола

Мирюэль Руссо

Петрелли Александр

Шеховцов Сергей

Шурипа Стас

Шульгин Алексей

Звездочетова Лариса

Вальдрон Ирина

Калима Алексей

Яралов Сергей

«СНЫ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ»

Художник: Аннушка Броше

Что делать? Этот вопрос снова стал особенно актуальным сегодня. Поиски пути развития общества, зашедшего в очередной тупик на повороте истории, в чем то повторяет русскую историю второй половины XIX века. Социальный и экономический кризис, духовное и моральное опустошение, сродни современному кризису. Прошло время почти античного русского классицизма, поиски в натурализме и публицистике передвижников не принесли ожидаемого решения. Так кризисы в обществе созвучны ситуации в искусстве. И как и в искусстве, в обществе тот же вопрос: что это современная жизнь, в какую форму вольется общество, что собственно говоря делать? Здесь так и хочется добавить, "кто виноват?".

Проект посвящается первому русскому феминистическому роману, где пример жизненного решения, передается через женскую судьбу, через развитие эмансипации в России. В снах героини ответ на постановку глобального вопроса. История «здорового эгоизма» героини во имя пользы для людей, ее развития как личности, возвращает к вопросам так до конца не решенным и сегодня.

«Эстетическое отношение искусства к действительности», (основная теоретическая работа автора романа "Что делать?"), можно поставить вопросом в любой момент реального времени. «Прекрасное есть жизнь», «красота в реальности выше красоты в искусстве» - эстетические лозунги писателя. Хотя здесь, радикально-отрицательный утилитарный взгляд Чернышевского на искусство сыграет с ним злую шутку. Первый русский утопический роман-манифест «Что делать?» в литературном плане нельзя назвать блестящим, и он остался в истории, скорее как революционно-публицистическим, чем литературным памятником.

Отвергнув трансцендентальную эстетику, Николай Гаврилыч рассматривал смысл искусства исключительно с утилитарной точки зрения, искусство как суррогат науки, механизм для популяризации. Так как литература тоже жанр искусства, такое прикладное отношение создает стилистический конфликт. Описание истории жизни героев довольно сухое и схематичное, их образ нечеток, и потому не реалистичен, смутен. Единственно, что действительно реально, и остается в памяти живым и ярким сюжетом, так это утопические сны Веры Павловны и ее маниакальная, со «здоровым эгоизмом», любовь к чаю со сливками. Вообще чаепитие, это бесконечное распивание чаев, с особым смыслом, с задушевными разговорами, с философскими проблемами, в русском контексте обладает особым статусом. Нечто очень важное рождается за чайным столом, переливается из чайника в чашки, поглощается с ритуалом, такой вот шаманский напиток с «особыми знаниями». Для русского человека «попить чайку» это пауза в течение дня, ритуал для приведения себя в состояние гармонии, внутреннего баланса, практически популярная медитация. Вот так и история русского феминизма вытекает из чашки чая: утопические идиллические сны и сегодняшнее счастье в виде чашки чая. Хотя чай был со сливками, и чай был только предлог для отборных сливок от особой проверенной коровы. «Сейчас выпью сливок и приду», практически анекдот, коронная фраза Веры Павловны, через молочный образ женской сути замыкает на сон жизни, реальности и не реальности существования. Сны и чай, Сны и чай, повторяются и закручиваются в спираль. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне»…

Значение чаепития и снов, как способа самопознания, поиск ответов на вопросы о смысле жизни, времени, пространства не заканчивается русской традицией. Недаром в «Алисе в Стране чудес» безумное чаепитие происходит во сне. И все участники застолья спят, и одновременно пью чай. Время застыло на пять часов, лишь девочка Алиса (т. е. Существо женского рода) может вырваться из этого плена на новую дорогу.

Для меня, как для выпускницы полиграфического института, иллюстрация к литературным произведениям стоит на особом месте, но мне всегда хотелось расширить ее границы. Особенно для произведения задающего столько вопросов. Поэтому инсталляция объектов с текстами из произведения и с проекцией на них видео спящих девушек, и пьющих чай, для меня попытка создания новой формы иллюстрации, визуализации произведения. Вообще литературность, обращение к текстам, присуще русскому современному искусству. У медгерменевтеки, у Ануфриева, Пеперштейна, часто присутствует “эстетизация теории” книжных текстов. Также хочется вспомнить работу 80-х Генри Хилла. Инсталляция представляет собой проекцию лица читающего человека на книгу Мориса Бланшо, причем человек читает именно эту книгу.

Работа представляет собой инсталляцию «безумного» чаепития. Множество чашек, тарелок, чайников и т.п. повсюду, казалось бы, хаотично расставлено. На предметах нарисованы спящие женщины или фразы из романа (ставшие крылатыми). Несколько столов, каждый из которых, посвящается конкретному сну В. П.. Инсталляция меняется от стола к столу, от сна к сну. Если первому сну В.П. (довольно мрачному, неопределенному) соответствует практически идеальная сервировка буржуазного чайного стола, то дальше с развитием снов, с формированием идей свободной любви и эмансипации женщин, с более четкими картинами счастья общества осуществленных социалистических идеалов, меняется, разрушается чаепитие на столе. С верху прямо по чаепитию или выше по сводчатым стенам проекция видео со спящими женщинами. Чай – сон, пророческое камлание о женской сути, когда-то в будущем.

Выставки работают с 24 сентября по 24 октября 2009 года

Официальное открытие трех проектов состоится 30 сентября в 19.00

www.museum.ru/N37833
Ваше мнение »»

»»Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Адрес:город Москва, Трубниковский пер., дом 17, стр.1
Проезд:Ст. м. "Смоленская", "Баррикадная"; тролл. Б, № 10, авт. № 64 до ост. "Дом Шаляпина"
Телефоны:(495) 695-46-18
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.04.2019  x    ?  


Выставочный проект к 75-летию со дня открытия Государственного музея обороны и блокады Ленинграда

Самые стильные бородачи среди животных на выставке "Барбершоп для бюльбюля" в Дарвиновском музее

Петергоф открывает летний сезон 2019

От Аввакума – до Агафьи: старообрядческая рукописная книга в частном собрании

В Туле открылся Музей археологии Тульского кремля

Илья Долгов. Пылающий архипелаг

Выставка Александра Васильева «ВДНХ в моде. 1939-2019»

Симпозиум "Пикассо и Россия" в филиале Русского музея в г. Малага

Михаил Кулаков. Стиль Оттепели

Детско-юношеские Свято-Георгиевские исторические чтения в Угличском музее

Выставка «Моя “Пиковая дама” в большой моде…» в Пушкинском Заповеднике

«Дикая природа России» в Русском музее фотографии

Выставка “От замысла к воплощению” в мемориально-художественном музее Вл.А. Серова в п. Эммаусс

Московский Планетарий открывает астрономический сезон в Парке неба

"Белорусские мотивы" на выставке в Санкт-Петербургском Союзе художников

Спасший одного, спасает весь мир. Праведники народов мира и их истории

Выставка "Монументальная пропаганда в Музее эволюции"

День Победы на Бородинском поле

Выставка «В поисках живой души. Посвящается Н.В. Гоголю» в Музее-усадьбе «Остафьево»

Брусиловский прорыв: открытие выставки в Ратной палате

Сады Серебряного века

Выставка «История одной площади. Часть 1» в Русском музее фотографии

Музей Бахрушина представляет мультимедийную выставку "Режиссер. Рождение спектакля"

Выставка Фешина и Бенькова в Музее русского импрессионизма

Выставка «Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко» в Музее имени Андрея Рублева

Блюдо из «Собственного» сервиза. Возвращение домой

Выставка «Нестор Хломов. Ветер странствий» в Коломенском

От промышленной игрушки - к возрождению Петрушки

Выставка фотографии «Петербург. Рельеф местности»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru