НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Визит красавицы. Портреты Нефертити в Эрмитаже

c 1 по 20 сентября 2009Санкт-Петербург
Голова юной Нефертити. XIV век до н.э. Египетский музей, Берлин
Голова юной Нефертити. XIV век до н.э. Египетский музей, Берлин
Голова Нефертити в зрелом возрасте. XIV век до н.э. Египетский музей, Берлин
Голова царевны, дочери Эхнатона. XIV век до н.э. Египетский музей, Берлин
Голова Амасиса. VI век до н.э. Египетский музей, Берлин
Выставка Эрмитажа, представившая вниманию публики два скульптурных портрета Нефертити из Египетского музея в Берлине, получила название "Прекрасная пришла". Так с древнеегипетского переводится имя легендарной царицы. Одновременно оно отражает представление о Нефертити, укрепившееся в массовом сознании.

Каноны красоты величина непостоянная, меняющаяся порой на протяжении жизни даже одного поколения. Но в любом правиле, как известно, есть исключения. Блистательным подтверждением этого тезиса является образ Нефертити. Ее лицо признавали прекрасным в древности (хотя, конечно, полностью исключить элемент придворной лести мы не в силах). И вот уже без малого 100 лет такого же мнения придерживается современный мир.

Экспозиция получилась лаконичная и масштабная. Всего четыре экспоната. Однако для того, чтобы она стала событием, хватило бы и одного - бюста, изображающего Нефертити в юности. Хотя он и уступает несколько в известности обнаруженному одновременно с ним полихромному скульптурному портрету царицы, но остается одним из наиболее часто воспроизводимых произведений искусства.

От заключенных в стекло вещей веет древностью и тайнами. Первый из выставленных портретов представляет царицу в молодости, в расцвете красоты. Легкая улыбка, играющая на ее губах, подсказывает зрителю, что изображенная женщина в полной мере осознает силу своих чар. Мастерство скульптора было столь велико, что кажется, если прикоснуться к золотистой поверхности песчаника, можно было бы почувствовать тепло кожи. И, одновременно, удивительным образом этот портрет дарит чувство соприкосновения с вечностью.

Как часто случается в жизни царственных красавиц, судьба Нефертити не была счастливой. Поэтому второй портрет оставляет двойственные чувства. Восхищение красотой модели и мастерством скульптора, только у этого восхищения легкий привкус горечи. Ведь следы пережитого отчетливо видны на все еще прекрасном лице. Вполне вероятно, что портрет сделан незадолго до опалы царицы, не исполнивший своего главного предназначения - подарить мужу, фараону Эхнатону, наследника.

Для автора невиданной досели религиозной реформы, хотя, справедливости ради, надо отметить, что ее предзнаменования мы найдем еще в царствование его отца Аменхотепа III, вопрос о престолонаследии стоял особенно остро. Отринув старых богов он учредил культ жизнетворящего солнечного диска Атона. Считается, что это была первая попытка установления монотеистической религии. Новая религия, новая столица, новая знать требовали уверенности в продолжении династии. Но хотя, по всей видимости, одна из жен фараона подарила царю сына, после смерти Эхнатона все вернулось на круги своя. В последующие годы имя самого царя стиралось из истории так же, как он пытался стереть имена старых богов из памяти подданных. Столица фараона-еретика Ахетатон была покинута, памятники, воздвигнутые в других местах, уничтожались. Вместе с мужем забвению предали и Нефертити.

Триумфальное возвращение царицы случилось в 1912 году. Тогда немецкой археологической экспедиции, ведшей раскопки близ Амарны - селения, возникшего у руин Ахетатона и давшего название самому периоду правления Эхнатона, - посчастливилось найти мастерскую скульптора Тутмеса. В числе произведений, обнаруженных там, оказались и поразившие воображение археологов портреты Нефертити.

Помимо бюстов царицы на выставке можно увидеть изображение одной из шести дочерей Эхнатона и Нефертити. Но, если красота Нефертити классически гармонична, то облик ее дочери вызывающе экзотичен, хотя и прекрасен, странно прекрасен. Портрет царевны более изображений царицы сообщает о специфики искусства той эпохи. Амарнское искусство - реализм, граничащий с гротеском. Поэтому облик царевны, предположительно старшей дочери царской четы Меритатон, у современного зрителя почти неизбежно вызовет ассоциации с фантастическими фильмами благодаря необычной форме черепа и огромным миндалевидным глазам.

Последний экспонат портрет фараона Амасиса, созданный несколькими столетиями позднее в привычно строгом для искусства страны фараонов стиле. Что позволяет особенно ярко почувствовать особенности амарнского искусства. Наполненность жизнью, внимание к ней - вот, что привлекает нас в нем. Произведениями же, созданными на берегах Нила в иные эпохи, легко восхищаться, но трудно любить. (Е. К.)

www.museum.ru/N37604
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru