НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Алексей кравченко. Живопись, графика. К 120-летию со дня рождения художника.

c 3 сентября по 11 октября 2009Москва
Девочка в красном. 1926
Индийская сказка. 1920-е
Пробуждение. Центральная часть триптиха ''Сон''. 1921-1923
В историю отечественного искусства Алексей Ильич Кравченко (1889–1940) вошел прежде всего как самобытный и разносторонний график. Юбилейная ретроспектива в Третьяковской галерее представит все грани таланта мастера. Наряду с классическими работами А.И.Кравченко – замечательного гравера и рисовальщика – широко демонстрируется его живописное наследие.

Графика Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известна по книгам, им проиллюстрированным. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни. Однако в советские годы по ряду причин, в том числе опасаясь обвинений в формализме, он перестал выставлять свои картины; их заново открыли публике лишь в 1970-е годы. Отсутствие социального заказа в сфере живописи позволило мастеру сосредоточиться на решении неподцензурных художественных задач. Картинам Кравченко более других его работ присущ вневременной характер, они несут черты романтического мировоззрения автора.

А.Кравченко начинал именно как живописец: в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.Серова, К.Коровина, А.Васнецова, а в 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, учился в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. В студенческие годы за один из пейзажей был награжден премией имени И.Левитана, в дальнейшем заслужил похвалу И.Репина, имел успех на выставках и в кругу коллекционеров. Тем не менее Кравченко не стал продолжателем московской живописной традиции, устремленной к пленеризму, – напротив, он ориентировался на классическую европейскую художественную культуру.

Увлечение гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло уже после окончания училища и быстро переросло в основную профессию. Смелый новатор, он выработал в графике неповторимо экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Активно работал в технике офорта, часто используя цветную печать («Фонтан виллы Боргезе», 1916, «Венеция. Площадь Святого Марка», 1926). С 1919 начал заниматься ксилографией – гравюрой на дереве («Страдивари в своей мастерской», 1926, «Днепрострой. Плотина», 1931). Овладев этой сложнейшей техникой самостоятельно, уже в начале 1920-х он вошел в число лидеров московской школы ксилографии. О признании Кравченко мэтром гравюры говорит присуждение ему Гран-при Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже (1925).

Выставка покажет книжные знаки, изящные графические миниатюры Кравченко, иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, И.В.Гете, Ч.Диккенса, О. де Бальзака, С.Цвейга. Раздел книжной графики очерчивает круг пристрастий художника – от сказок Э.Т.А.Гофмана и повестей Н.В.Гоголя до фантастической прозы А.В.Чаянова,

Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества "Четыре искусства». В 1924 оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств. Художник и на практике совместил глубокий интерес к архитектуре, зачастую служившей для него объектом изображения, с живописью, скульптурой и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер словно нарочно уходил в жанр городского пейзажа, выказывая приверженность специфическим пространственным эффектам – отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам «мирискусников».

Выставка, включившая свыше 170 экспонатов, объединила два пласта наследия мастера: хрестоматийные произведения из музейных фондов и малоизвестные – из собрания семьи и частных коллекций. Большой раздел отведен живописи, здесь преобладают ранние работы, в том числе созданные в поездке по Индии и Цейлону (1914), а также в Саратове, где художник провел первые пореволюционные годы. Многообразие интересов Кравченко отражают виды Подмосковья и зарубежных городов, портреты друзей и близких, натюрморты, пейзажные и жанровые зарисовки, этюды обнаженной натуры.

Пресс-показ – 2 сентября в 14.00

Вернисаж – 2 сентября в 16.00

Инженерный корпус, Лаврушинский, 12

www.museum.ru/N37580
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 22.05.2025  x    ?  


Первая и единственная - 230 лет Российской национальной библиотеке

День города в Петропавловской крепости

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. «С небесной книги список дан…»

Май Митурич. К мысу радости

Литературные встречи в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Ко дню основания Санкт-Петербурга. Фестиваль «Прогулки по Коломне»

Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Выставка "Святая Русь и Честный Дон" в Российской национальной библиотеке

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка «Улица» Дениса Раудсеппа в Томском областном художественном музее

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Выставка «Вернисаж Музея Победы» в Мексике

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

Выставка «Россия. Дон. Шолохов» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Шмаров Михаил. Мастер Петровской глиняной игрушки

Выставка «От Кремля до Рейхстага» на Чистопрудном бульваре Москвы

Это всего лишь тайна. Вокруг Елены Суровцевой

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Человек. Ближний круг вещей и пространство

Выставка «Белые формы»

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Мой мир. Керамика Ирины Черновой

Глазами Веры

"Комната сказок" Детского музыкального театра имени Н.И. Сац

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru