НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка фотографий Дмитрия Соколенко "XIX".

27 июня 2009Санкт-Петербург
Woe from Wit (Griboedov)
Eugene Onegin (Pushkin)
Oblomov (Goncharov)
Творчество Дмитрия Соколенко можно определить как концептуальную фотографию, в рамках которой он выработал оригинальный художественный прием.

Внешне его работы кажутся продолжением традиции Кандинского. Соколенко также работает с простыми формами, точкой и линией на плоскости, используя ограниченное количество визуальных средств. Однако глубинные принципы отличаются кардинально. Сам автор характеризует свою творческую позиция как «читатель», подчеркивая важность словесной составляющей. Название работы (вербальный текст, определяющий концепцию и задающий рамки ее прочтения) и изображение (текст визуальный, ее иллюстрирующий) выступают как две части, получающие значение только в единстве. Между заглавием и картинкой возникают сложные смысловые отношения, порождающие новое сообщение более высокого уровня.

Заданная концепцией задача могла бы быть решена при использовании различных техник (живопись, инсталляция и т.д.) Но используя для создания художественного высказывания средств фотографии придает концептуальной задаче новое качество. Возникает эффект охоты на объект, встреча с ним становится непредсказуемой, и поиски конкретного графического материала занимают определенное время. Выбор носит случайный и субъективный характер, при котором включаются иррациональные механизмы вдохновения. Изображение, заданное темой и концепцией, необходимо встретить, и, главное, опознать. Универсальные формы, которые увидит зритель, изначально могут быть фотографией фрагмента рекламного щита, снятого на любительский фотоаппарат, рисунком на обувной коробке, зафиксированном на специальном научном оборудовании, или изображением, сканированным с пачки сигарет, – в любом случае, для зрителя происхождение изображения остается неизвестным.

Движение художника к собственному творческому методу началось с перехода от классической фотографии к использованию макросъемки, обусловленному профессиональной причастностью автора к микробиологии. После опытов по съемке микроорганизмов автор вышел на концептуальный путь, фотографируя рисунок на крыльях бабочек, пойманных великим русским и американским писателем Владимиром Набоковым – серия «Код Набокова», сделанная специально для Музея-квартиры писателя. Наконец прием оформился, и последовал ряд образов, представляющих современную массовую культуру через ее персоналии, - в этом ряду увиденный в символе белого рояля Джон Леннон, гламурный розовый всплеск Пэрис Хилтон и футболист Зидан, которому была посвящена целая серия «ZIZOU» (2006). В работах последних лет автор обращается к более высокому уровню обобщению. В недавно законченном проекте «LETOV» (2008) художник раскрывает самосознание собственного поколения через рок-музыку. Текстуальная составляющей знака получает здесь новое развитие – названиями работ стали строки из песен панк-рока, каждая из цитат кроме собственного смысла привлекает общий контекст песни, зачастую отличный, апеллируя к воспоминаниям о юности и рассуждения социального развития посредством двойной кодировки.

Особое место в творчестве Соколенко занимает проект «XIX» (2007), посвященный пониманию путей развития русской литературы. Уже ставшие хрестоматийными произведения классической русской литературы XIX века («Война и мир», «Преступление и наказание» и др.), поставленные в хронологическом порядке дают, названия 12 работам, составляющим цикл. Обращение к этим важнейшим произведениям актуализирует болевые точки, ставшие ключевыми для русской ментальности. Человек и общество, смена поколений, взаимоотношения между Россией и Европой, загадочная русская душа и государственная неустроенность, разум и безумие… Изображение, открывающее серию, - шар, который не может вписаться в квадратные ячейки унифицирующей сети. Этот образ соответствует мятущемуся герою из пьесы «Горе от ума» Александра Грибоедова, русского дипломата убитого в Тегеране. Первая картина перекликается с последней, вдохновленной повестью Чехова о сумасшедшем доме. Начало и конец цикла замыкаются, создавая эффект смыслового круговращения - подобного тому, которое описывают стрелки на циферблате.

Артем Магалашвили арт-критик, кандидат филологических наук

www.museum.ru/N36979
Ваше мнение »»

»»Музей В.В. Набокова
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-4713
сайт:nabokov.museums.spbu.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.12.2023  x    ?  


Дни Эрмитажа – 2023

День Кунсткамеры

Жемчужина Арктики. К 150-летию открытия архипелага Земля Франца-Иосифа

Церемония передачи артефактов конца XVII - начала XVIII веков Музею истории Кронштадта

Выставка "Тарусские страницы" во Всероссийском музее декоративного искусства

«„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт

Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров

Выставка «Другая сторона леса» китайского художника Лу Линя в Казани

Презентация издания "Настоящий русский дом в Москве"

Выставка «Иконописные редкости» в Музее имени Андрея Рублева

Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставочный проект «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде» в МВК РАХ

Презентация книги «Хочется жить во всю силу…» в Музее AZ

Выставка «Что происходит под Новый год» во Всероссийском музее декоративного искусства

Маэстро перестроек. К 90-летию со дня рождения Н.Н. Воронцова

Межмузейный выставочный проект "Освобождение Европы…"

Выставка «За три моря. Странствия Афнасия Никитина» в Музее Востока

Щелкунчик и другие новогодние истории в Калининградском музее изобразительных искусств

Выставка "Современная книга художника" в Российской национальной библиотеке

Софья Матвеева – художник Главного ботанического сада

Научная ёлка в Музее современной истории России

Выставка работ художников Донецкой Народной республики в Петропавловской крепости

Фотоискусство в серебре. К 50-летию творческого коллектива фотоклуба «Волга», Нижний Новгород

Музей Академии художеств приглашает детей на Большой новогодний бал

Открытие новой экспозиции «Военно-санитарный музей. Советская медицина 1920-х – 1930-х гг.»

Выставка "Фарфор Парижа" в Музее-усадьбе "Кусково"

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

Выставка «Преемники. По стопам отцов» в Музее Победы

Подвигу твоему, Ленинград. От выставки к музею

Фестиваль "Рождество в Архангельском"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru