Важнейшие вехи в жизни России ХХ века отразила выставка, посвященная истории отечественного плаката. Среди 180 произведений, включенных в экспозицию, – работы классиков прошлого столетия, в том числе уникальные оригиналы – эскизы и трафареты плакатов «Окон РОСТА» и «Окон ТАСС». Работы последних лет показывают тенденции в развитии плаката наших дней.
Охватившие 90 лет советской и постсоветской истории экспонаты сгруппированы по жанрам: политический и агитационный плакат времен Гражданской войны, индустриализации и коллективизации, а затем Великой Отечественной войны и «оттепели»; театральный, кино- и цирковой плакат (афиша); рекламный плакат; концептуальный плакат последних десятилетий. Лучшие мастера плакатной графики, откликаясь на вызовы своего времени, легко усваивали арт-новации и воплощали на практике эстетические веяния своей эпохи. Поэтому выставка позволяет обозначить этапы стилевой эволюции искусства России через историю плаката.
Немецкое слово «плакат» (от французского placard – объявление, афиша) поздно проникло в Россию, где еще с конца XVII века известны «конклюзии» или «тезисы» – первые гравированные объявления о диспутах. Активно развиваться русский рекламный плакат, торговый и зрелищный, начал в конце XIX века, помимо массы ремесленников вовлекая в свою орбиту крупных художников. Новые темы и художественные приемы возникли после 1917 года, когда повествовательный язык прежней рекламной графики сменился лаконизмом, энергией и экспрессией в духе авангарда.
Самый ранний экспонат выставки – «Год пролетарской диктатуры» (1918) работы Апсита (А.П.Петрова). Открытием для большинства зрителей станут редко экспонируемые плакаты Дени (В.Н.Денисова), И.А.Малютина, а также неизвестных художников – авторов сатирических листов «Сказ про казака Ерему, попавшего в плен к большевикам», «Что несет Деникин рабочим и крестьянам» (оба – 1919) и многих других. Рядом со знаковыми работами Моора (Д.С.Орлова) «Ты записался добровольцем?» (1920) и «Помоги!» (1921) впервые выставлен остро экспрессионистский рисунок, еще без текста, – эскиз плаката «Помоги!».
Художники «Окон РОСТА»: В.В.Лебедев («Красная Армия и Флот, защищающие пределы России», 1920) в Петрограде, В.В.Маяковский и М.М.Черемных в Москве – выработали схематичный язык обобщенных и повторяющихся образов – графических символов противоборствующих сил. В дальнейшем к плакату обратились А.М.Родченко («Добролет», 1923) и другие конструктивисты, через рекламу утверждая новое «оформление самой жизни». Интерес этот вид графики вызвал и у таких мастеров, как Ю.И.Пименов и А.А.Дейнека, чей эскиз плаката «Колхозник – будь физкультурником!» (1930) демонстрируется впервые.
Сатира вновь оказалась особенно востребована в предвоенный период и в годы войны, когда в сфере плаката ярко проявили себя карикатуристы – Кукрыниксы, Б.Е.Ефимов и др. Напротив, трагедийное звучание имеют хрестоматийные «Родина-Мать зовет!» И.М.Тоидзе (1941), «Воин Красной Армии – спаси!» В.Б.Корецкого (1942).
К выставке отреставрировано 25 плакатов, а также плакатных эскизов из собрания Галереи.
Если 48 экспонатов – малая часть коллекции плаката из фондов графики ХХ века Третьяковской галереи – в основном показывают становление советского плаката, то обширное собрание Московского Союза художников возвращает зрителя в недавнее прошлое. Рассказ разворачивается от послевоенной эпохи, периодов «оттепели» и «застоя» к моменту распада СССР, ставшему водоразделом в экспозиции. Важный импульс плакатной графике дала эпоха перестройки, широко представленная в фондах МСХ. Сегодня разнообразие сюжетов, за которые брались плакатисты, реагируя на всевозможные события в жизни СССР, – бесценный материал для историка. Творчество художников современной России демонстрирует изменения в проблематике, структуре и стилистике плаката: все активнее в него проникают компьютерные технологии, начинают доминировать трансформация фотоизображений и сложный пространственный монтаж.
Пресс-показ – 2 июня в 14.00
Вернисаж – 2 июня в 16.00
Крымский Вал, 10