НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Н.Ф. Шеина "И художник, и мудрец".

c 2 апреля по 10 мая 2009Самарская область
Шеин Н.Ф. Белый пароход. 1975. Тольяттинский художественный музей
Николай Шеин – дорога к себе…

До 10 мая в МУК «Тольяттинский художественный музей» пройдет выставка «И художник, и мудрец». Выставка посвящена выдающемуся самарскому живописцу - Н.Ф. Шеину.

Судьба, как это часто бывает, не всегда расположена благосклонно к творческим личностям. И признание таланта приходит, к сожалению, только после их смерти. Художник Николай Шеин из числа таких личностей.

Коллекция картин куйбышевского художника Николая Федоровича Шеина попала в фонды Тольяттинского художественного музея в 1989 г. из Куйбышевского художественного музея, чьим филиалом он тогда являлся, и представляет в основном работы второй половины 70-х начала 80-х годов. Это был период высокой творческой активности художника, создававшего работы не на показ, а потому что «душа требует». В селе Бахилово в Жигулях, где у Шеина был свой большой дом-мастерская, художник жил отшельником: содержал собственный сад с посаженными в нем яблонями, огород и пасеку с десятком ульев. Здесь, среди ржаных полей, перелесков, недалеко от Волги, Николай Шеин находился с ранней весны до поздней осени; работал и писал этюды любимых окрестностей.

В представленных на выставке в музее произведениях можно отметить стилевое и жанровое разнообразие. Так наряду с пейзажами представлены автопортреты разных лет, символико-аллегорические композиции, а также композиции с придуманными сюжетами, в которых отразился его по-детски непосредственный взгляд на окружающий мир.

Рассматривая экспозицию выставки, постоянно ловишь себя на мысли, что картины написаны разными художниками – так кардинально меняется от полотна к полотну и рисунок, и композиционное построение, и колорит произведений.

Выбирая сюжеты для своих картин, Шеин в первую очередь отталкивался от реального пейзажа, поэтически и одухотворенно его преображая. Так в работе «Квартал в Самаре» 1974 г. художник в композиции использует позицию высокого горизонта, что придает картине сказочность и повествовательность. Изображение идет по спирали, опоясывая гору маленькими разноцветными домиками, уходящими далеко вниз. Художник видит мир как бы с высоты птичьего полета; люди выглядят муравьями, занятыми своими бесконечными делами. Шеин в картине не выделяет человека, в его интерпретации человек и город - одно неразрывное целое.

В городских пейзажах Шеина нет особых упоминаний о каких-то конкретных местах. Да это и не так важно. Важнее то, как художник соотносит название картины с его внутренним содержанием, что пытается донести до зрителя. Картина «Мост» выделяется своей четкой, линейной композицией – линии берега вторит плавная линия моста с проезжающими машинками, затем линия ярко-оранжевых зданий фабрики с высокими дымящимися трубами и завершается композиция линией белых однотипных кубиков домов.

Кисть художника работает быстро, прокладывая широкие мазки по всей поверхности холста, процарапывая по необходимости резкие отметины в рисунке течения реки под мостом обратной стороной кисти. Мост своей плавной изогнутой линией задает необходимую опору всей композиции, вносит в произведение ощущение прочности и стабильности.

В пейзажах Шеину легко удавалось передать дух провинциальных рабочих городов, фабричных окраин. Так в картине «Городок» 1980 г., художник находит особую прелесть в стоящих близко друг к другу двухэтажных домиках, уличных фонарях, светящих каким-то нереальным желтым светом, дымящихся фабричных трубах.

Сталкиваясь с образами мироустройства Николая Шеина в картинах, невольно принимаешь правила его игры, пытаешься понять его живописные послания. В этом придуманном художником мире все немного иначе, чем в реальности – так в картине «Краны» 1980 г. художник изобразил, стоящие в воде портовые краны, но в их очертаниях ясно просматриваются то мачты парусных кораблей, то мольберты с чистыми белыми холстами для новых, еще не написанных картин.

Очень часто в произведениях Шеина последних лет улавливается символический подтекст. Так в картине «Корабли» - мощный форпост выстроившихся в ряд кораблей, выглядит несокрушимой стеной, этаким стражем времени, застывшим в ледяном плену. Но есть что-то и печальное в этом сюжете – в том, как напряженно натянуты тросы-струны якорей, как диссонансом замерзшей статике кораблей проносится веселый зеленый поезд на фоне бегущих по синему небу белых барашков облаков.

Вообще тема статики и движения весьма характерна для творчества Шеина. Так неподвижность окружающего пейзажа помогает оттенить движение белого кораблика в картине «Белый пароход» 1975 г. «Белый пароход» - это символ мечты, это желание чего-то достичь, изменить в своей жизни, сделать ее более гармоничной и совершенной. Яркие краски охристо-желтой осени оттеняют белый кораблик, весело плывущий по реке.

Для Шеина образ дерева стал основным в его творчестве. В картине «Человек-дерево» художник напрямую отождествляет себя с деревом. Человек сажает сад, чтобы оставить о себе память на этой земле. Только и сам он становится сродни дереву – его корни – это вены, разносящие кровь по всему телу, а потому и стволы деревьев и их корни красны, чтобы подчеркнуть неразрывную связь единения дерева и человека.

А в картине «Синие деревья» 1980 г.- мотив дерева звучит как роковое предчувствие скорого ухода художника из этого мира – обрезанные кроны деревьев синего цвета без листьев, взятый отдельно пласт земли с обнаженными, оранжево-коричневыми корнями, жадно тянущимися к воде. Картина создает ощущение оторванности, одиночества жизненного пути художника, невозможности закрепиться ему в этом мире, на этой земле…

Говоря о творчестве Николая Шеина, нельзя не упомянуть о влиянии на него художников постимпрессионистов. Что-то «ван-гоговское» есть в его пейзаже «Стерня» - в этих полосатых желто-охристых полях, в этих сочных, разноцветных деревьях, в колорите картины, как бы промытом осенним проливным дождем. В картине вся поверхность полей со скошенным сеном, пасущимися коровами и уходящей за горизонт полосой сине-зеленого леса, открывается перед зрителем во всем своем красочном многообразии.

Картины Николая Шеина, выставленные в экспозиции Тольяттинского художественного музея, помогут зрителю почувствовать свое единение с природой, ощутить себя частицей окружающего мира.

Москвитина Лариса, искусствовед, замдиректора по научной работе Тольяттинского художественного музея.

www.museum.ru/N36514
Ваше мнение »»

»»Тольяттинский художественный музей
Адрес:Самарская область, г. Тольятти, бульвар Ленина, 22
Проезд:Городским транспортом до ост. "Дом быта" или "Горсад"
Телефоны:(8482) 40-30-98
сайт:www.thm-museum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru