НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Н.Ф. Шеина "И художник, и мудрец".

c 2 апреля по 10 мая 2009Самарская область
Шеин Н.Ф. Белый пароход. 1975. Тольяттинский художественный музей
Николай Шеин – дорога к себе…

До 10 мая в МУК «Тольяттинский художественный музей» пройдет выставка «И художник, и мудрец». Выставка посвящена выдающемуся самарскому живописцу - Н.Ф. Шеину.

Судьба, как это часто бывает, не всегда расположена благосклонно к творческим личностям. И признание таланта приходит, к сожалению, только после их смерти. Художник Николай Шеин из числа таких личностей.

Коллекция картин куйбышевского художника Николая Федоровича Шеина попала в фонды Тольяттинского художественного музея в 1989 г. из Куйбышевского художественного музея, чьим филиалом он тогда являлся, и представляет в основном работы второй половины 70-х начала 80-х годов. Это был период высокой творческой активности художника, создававшего работы не на показ, а потому что «душа требует». В селе Бахилово в Жигулях, где у Шеина был свой большой дом-мастерская, художник жил отшельником: содержал собственный сад с посаженными в нем яблонями, огород и пасеку с десятком ульев. Здесь, среди ржаных полей, перелесков, недалеко от Волги, Николай Шеин находился с ранней весны до поздней осени; работал и писал этюды любимых окрестностей.

В представленных на выставке в музее произведениях можно отметить стилевое и жанровое разнообразие. Так наряду с пейзажами представлены автопортреты разных лет, символико-аллегорические композиции, а также композиции с придуманными сюжетами, в которых отразился его по-детски непосредственный взгляд на окружающий мир.

Рассматривая экспозицию выставки, постоянно ловишь себя на мысли, что картины написаны разными художниками – так кардинально меняется от полотна к полотну и рисунок, и композиционное построение, и колорит произведений.

Выбирая сюжеты для своих картин, Шеин в первую очередь отталкивался от реального пейзажа, поэтически и одухотворенно его преображая. Так в работе «Квартал в Самаре» 1974 г. художник в композиции использует позицию высокого горизонта, что придает картине сказочность и повествовательность. Изображение идет по спирали, опоясывая гору маленькими разноцветными домиками, уходящими далеко вниз. Художник видит мир как бы с высоты птичьего полета; люди выглядят муравьями, занятыми своими бесконечными делами. Шеин в картине не выделяет человека, в его интерпретации человек и город - одно неразрывное целое.

В городских пейзажах Шеина нет особых упоминаний о каких-то конкретных местах. Да это и не так важно. Важнее то, как художник соотносит название картины с его внутренним содержанием, что пытается донести до зрителя. Картина «Мост» выделяется своей четкой, линейной композицией – линии берега вторит плавная линия моста с проезжающими машинками, затем линия ярко-оранжевых зданий фабрики с высокими дымящимися трубами и завершается композиция линией белых однотипных кубиков домов.

Кисть художника работает быстро, прокладывая широкие мазки по всей поверхности холста, процарапывая по необходимости резкие отметины в рисунке течения реки под мостом обратной стороной кисти. Мост своей плавной изогнутой линией задает необходимую опору всей композиции, вносит в произведение ощущение прочности и стабильности.

В пейзажах Шеину легко удавалось передать дух провинциальных рабочих городов, фабричных окраин. Так в картине «Городок» 1980 г., художник находит особую прелесть в стоящих близко друг к другу двухэтажных домиках, уличных фонарях, светящих каким-то нереальным желтым светом, дымящихся фабричных трубах.

Сталкиваясь с образами мироустройства Николая Шеина в картинах, невольно принимаешь правила его игры, пытаешься понять его живописные послания. В этом придуманном художником мире все немного иначе, чем в реальности – так в картине «Краны» 1980 г. художник изобразил, стоящие в воде портовые краны, но в их очертаниях ясно просматриваются то мачты парусных кораблей, то мольберты с чистыми белыми холстами для новых, еще не написанных картин.

Очень часто в произведениях Шеина последних лет улавливается символический подтекст. Так в картине «Корабли» - мощный форпост выстроившихся в ряд кораблей, выглядит несокрушимой стеной, этаким стражем времени, застывшим в ледяном плену. Но есть что-то и печальное в этом сюжете – в том, как напряженно натянуты тросы-струны якорей, как диссонансом замерзшей статике кораблей проносится веселый зеленый поезд на фоне бегущих по синему небу белых барашков облаков.

Вообще тема статики и движения весьма характерна для творчества Шеина. Так неподвижность окружающего пейзажа помогает оттенить движение белого кораблика в картине «Белый пароход» 1975 г. «Белый пароход» - это символ мечты, это желание чего-то достичь, изменить в своей жизни, сделать ее более гармоничной и совершенной. Яркие краски охристо-желтой осени оттеняют белый кораблик, весело плывущий по реке.

Для Шеина образ дерева стал основным в его творчестве. В картине «Человек-дерево» художник напрямую отождествляет себя с деревом. Человек сажает сад, чтобы оставить о себе память на этой земле. Только и сам он становится сродни дереву – его корни – это вены, разносящие кровь по всему телу, а потому и стволы деревьев и их корни красны, чтобы подчеркнуть неразрывную связь единения дерева и человека.

А в картине «Синие деревья» 1980 г.- мотив дерева звучит как роковое предчувствие скорого ухода художника из этого мира – обрезанные кроны деревьев синего цвета без листьев, взятый отдельно пласт земли с обнаженными, оранжево-коричневыми корнями, жадно тянущимися к воде. Картина создает ощущение оторванности, одиночества жизненного пути художника, невозможности закрепиться ему в этом мире, на этой земле…

Говоря о творчестве Николая Шеина, нельзя не упомянуть о влиянии на него художников постимпрессионистов. Что-то «ван-гоговское» есть в его пейзаже «Стерня» - в этих полосатых желто-охристых полях, в этих сочных, разноцветных деревьях, в колорите картины, как бы промытом осенним проливным дождем. В картине вся поверхность полей со скошенным сеном, пасущимися коровами и уходящей за горизонт полосой сине-зеленого леса, открывается перед зрителем во всем своем красочном многообразии.

Картины Николая Шеина, выставленные в экспозиции Тольяттинского художественного музея, помогут зрителю почувствовать свое единение с природой, ощутить себя частицей окружающего мира.

Москвитина Лариса, искусствовед, замдиректора по научной работе Тольяттинского художественного музея.

www.museum.ru/N36514
Ваше мнение »»

»»Тольяттинский художественный музей
Адрес:Самарская область, г. Тольятти, бульвар Ленина, 22
Проезд:Городским транспортом до ост. "Дом быта" или "Горсад"
Телефоны:(8482) 40-30-98
сайт:www.thm-museum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru