НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Виражи России: авангард из коллекции Русского музея в Бразилии.

c 6 апреля по 15 ноября 2009
К.Малевич. Супрематизм.1915-1916. Холст, масло. 80,5х71
К.С.Петров-Водкин. Жаждущий воин.1915
С 6 апреля по 15 ноября 2009 года в Бразилии пройдет выставка «Виражи России: авангард из коллекции Государственного Русского музея Санкт - Петербурга». Экспозиция разместится в выставочных залах Культурных Центров Банка Бразилии в городах Рио-де-Жанейро, Бразилиа и Сан-Паулу. В ее состав войдут 123 произведения живописи, графики и прикладного искусства. Среди них такие признанные шедевры как «Черный квадрат» К. Малевича, «Прогулка» М. Шагала, «Синий гребень» В. Кандинского, «Формула весны» П. Филонова, работы Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Родченко и других мастеров русского авангарда.

Корни русского авангарда уходят глубоко в историю национальной культуры. В России на рубеже XIX-XX веков возник небывалый интерес к иконописи, быту и жизни предков, предметам домашнего обихода, созданным руками народных умельцев. Молодые живописцы, воспитанные Академией Художеств, ринулись в деревни, чтобы получить новые впечатления от крестьянской жизни.

Одним из них был Филипп Малявин, создававший яркие, поражающие буйством красок полотна. Он писал не портреты, а обобщенные образы-типы, полные силы и энергии («Верка», 1913). Любовь к народному искусству проявилась и в творчестве Василия Кандинского, причем не только в сюжетах («Красная церковь», 1900-е, «Святой Георгий», 1911), но и в цветовой гамме произведений, свободе композиционных и ритмических построений.

Увлечение народным примитивом вылилось в середине 1900-х – первой половине 1910-х в появление множества произведений, по-разному интерпретировавших этот неисчерпаемый источник. В это время создала свои лучшие картины Наталья Гончарова. «Зима» (1908) напоминает резьбу на прялках, вышитые узоры на тканях, а «Евангелисты» (1911), не повторяя иконы ни цветом, ни манерой письма, больше похожи на старообрядческие деревянные фигуры святых.

Михаил Ларионов, единомышленник и друг Гончаровой, тоже отдал дань непрофессиональному искусству. Но в отличие от нее он больше ориентировался на городскую, уличную культуру («Парикмахер», 1907).

В 1910 году открылась выставка под названием «Бубновый валет», давшая имя художественному объединению, просуществовавшему до 1917 года. В разные годы в его экспозициях участвовали Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал и другие, но самыми преданными принципам «Валета» были Илья Машков, Петр Кончаловский и Аристарх Лентулов. В их натюрмортах, пейзажах и портретах изображаемое всегда утрировано и восходит к росписям на подносах, вывесках, деревянным и глиняным игрушкам. Машков в натюрморте «Хлебы» (1912) не скрывает своего восхищения рекламой над хлебными магазинами. Лентулов, также влюбленный в народное искусство, по-иному использует его особенности. В «Автопортрете» (1913) он воспроизводит чистый красный цвет, характерный для иконописи и народных костюмов.

Обращение к фольклору прослеживается во многих картинах Павла Филонова. Источником вдохновения для картины «Трое за столом» (1914-15) служили деревянные рельефы; «Коровницы» (1914) вызывают в памяти крестьянские дворы с домашней живностью, яркими цветами и зеленью. Мозаичная структура многих полотен Филонова перекликается с разноцветными пестрыми ковриками, характерными для быта русской деревни («Животные», 1925-26).

Огромное значение для многих художников той поры имела иконопись. Особое место она занимала в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина. Она очевидна как источник вдохновения в таких картинах, как «Мать» (1915). Но, используя иконографию, художник создает абсолютно новый образ: образ женщины-спасительницы мира и современницы страшных событий Первой мировой войны. Этой катастрофе посвящена картина Петрова-Водкина «На линии огня» (1916), где в обликах персонажей угадываются лики святых. Отношение к войне русских художников - предельно отрицательное (в отличие, например, от итальянских футуристов): «Германская война» Филонова (1914-15) с ее месивом из тел людей и животных олицетворяет ужасы и преступления мировой бойни.

Сильная волна неопримитивизма связана в России также с движением кубизма и футуризма. Однако механизация и урбанизация – основные темы европейского футуризма – практически не привились на русской почве. В России восприняли и развили прежде всего эпатажность и разложение формы: «Мост. Пейзаж с четырех точек зрения» (1911) Давида Бурлюка, «Фиорд Христиания» (1915) Владимира Баранова-Россине, «Цветы» (1914-15) Александра Богомазова.

На рубеже 1914 и 1915 годов Малевич устраивает выставку «0,10», добавляя к ее названию комментарий – «последняя футуристическая выставка». Пятьдесят работ самого Малевича и десятки произведений его единомышленников положили начало новому направлению, получившему название супрематизм («Супрематизм», 1915-16). Супрематическое творчество Малевича связано с попыткой художника вывести искусство за пределы какой-либо реальной действительности, начать с нуля, перечеркнув все, что было до того.

Супрематизм как один из видов беспредметного искусства быстро завоевал популярность среди молодежи. За Малевичем последовали многие, но самые талантливые из них – Ольга Розанова, Любовь Попова («Живописная архитектоника», 1916), Иван Пуни (Композиция с гармоникой», 1914-15) – нашли собственные формы воплощения идеи супрематизма. Розанова пошла по пути эмоционального выражения беспредметности, много работала с цветом («Беспредметная композиция. Супрематизм», 1916).

Внутри беспредметности рождается искусство как эмоционального, так и рационального типа. Михаил Матюшин («Движение в пространстве», 1921) стремился сам и учил своих последователей зорко видеть мир (отсюда название его направления – «Зорвед»). Примерно так же мыслил Филонов, считавший целью своего искусства воспроизведение не видимых в природе процессов («Без названия», 1923).

Абстракция, провозглашенная Василием Кандинским в 1911 году, еще до Малевича – иной тип беспредметности. Целью искусства Кандинский считал воплощение на плоскости не того, что художник видит вокруг себя – главным предметом его творчества становятся внутренние переживания по поводу окружающего мира («Синий гребень», 1917, «На белом», 1920).

Тогда же, в середине 1910-х годов, зародилось направление, близкое и одновременно противоположное живописной беспредметности. Владимир Татлин противопоставил интеллектуальности живописного супрематизма Малевича утилитарность своего искусства – конструктивизма. Для своих произведений он выбирал отходы быта и индустриального производства, считая, что искусство должно рождаться из окружающей среды и органично вписываться в нее («Угловой контррельеф», 1915).

Одним из ярких продолжателей идей конструктивизма был Александр Родченко, чьи произведения можно назвать живописными абстракциями в конструктивистском духе («Беспредметная композиция», 1918). Огромное влияние конструктивизм оказал на Владимира Лебедева, но его композиции лиричнее и эмоциональнее конструктивизма, предложенного Татлиным («Подбор материалов», 1921).

Уникальным явлением в русском искусстве первых двух десятилетий ХХ века был Марк Шагал, творчество которого трудно отнести к какому-либо определенному стилю. В произведениях Шагала перемешаны разные направления, подчиненные образному строю, присущему только ему («Прогулка», 1917).

До отъезда из России в 1922 году удивительные шедевры создал Борис Григорьев – один из немногих, кто ярко воплотил русскую версию экспрессионизма («Земля народная», 1917-18).

Середина 1910-х годов – переходный этап в русском искусстве. После победы социалистической революции в 1917 году искусство должно было соответствовать интересам пролетариата – нового господствующего класса. Живописцы, скульпторы и графики, не уехавшие из страны, искали свое место в изменившемся мире.

Заметные перемены происходят в это время в творчестве Малевича. Триптих «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг» (1923) – одни из последних супрематических живописных работ мастера. Этот тип живописи представлялся ему уже недостаточным способом отображения мира. Малевич мечтал об изменении окружающей среды и не случайно, что в 1920-е годы он много занимался архитектурой (архитектоны «Альфа», 1920 и «Гота», 1923).

В конце 1920-х - начале 1930-х годов Малевич часто рассуждал об образности, которую необходимо вернуть искусству. Его живописные полотна той поры – это возврат к фигуративности, отмеченный поиском тем, важных для современности («Спортсмены», 1930-31). В это же время он создает «крестьянскую серию» - результат своих философских размышлений о церкви и религиях. Крестьяне на картинах Малевича торжественны и величественны, подобно святым на иконах («Голова крестьянина», 1928-29). Изображения святых и полотна художников эпохи Возрождения напоминают своими сакральными жестами и композиционными решениями и произведения мастера последних лет («Автопортрет», 1933).

К 1930-м годам многие мастера авангарда уже покинули Россию, а у тех, кто остался, не было возможности продолжать свои новаторские искания. Творчество художников, начинавших в эпоху расцвета авангарда и тесно связанных с ним, считалось формалистическим и не поощрялось (Алексея Пахомов «Жница» 1928, Александр Самохвалов «Кондукторша», 1928). Советское искусство почти на полстолетия погрузилось в одну идеологию, один стиль, получивший название социалистического реализма. И лишь в конце 1980-х из забвения стали появляться имена гениев авангарда Малевича, Кандинского, Шагала, Филонова и их современников, составляющих славу не только русского, но и мирового искусства.

Пресс-служба ГРМ

Тел/факс 347-87-21

e-mail: ,

www.museum.ru/N36291
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Вячеслав Сухов. Вдохновение

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Александра Вертинская. Парадиз


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru