НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Семья Маковских».

18 декабря 2008Москва
К.Е.Маковский.Петербургский дворик. 1860-е. Холст, масло. 64,5х53
А.В.Маковский. Базар. 1913. Бумага на холсте, масло. 44х48
В.Е.Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло. 62х77
В Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Семья Маковских». Экспозиция включает около 200 произведений живописи и графики из музеев и частных коллекций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Большинство экспонатов будут показаны широкой публике впервые.

Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Вся деятельность ее виднейших представителей, семейная атмосфера, в которой они воспитывались и творили, их интересы и общественные взгляды показывают художественные корни семьи, уходящие в глубь веков. Династия дала отечественной культуре несколько поколений художественных деятелей, о четырех из них расскажет выставка.

Родоначальником ее был Егор Иванович Маковский – бухгалтер по профессии, коллекционер и страстный любитель искусства. Эта любовь передалось ему от отца Ивана Борисовича Маковского, интересовавшегося архитектурой и собиравшего лубки. Егор Иванович, не бросая службы, копировал картины во дворцах, одновременно продолжая собирательскую деятельность отца. Страстная увлеченность искусством сплотила вокруг Маковского таких же, как он, любителей, в том числе из аристократического круга. При его активном участии, был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния. После женитьбы Егора Ивановича на Любови Молленгауэр, в доме молодых супругов бывали Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Василий Каратыгин, Александр Островский, Василий Тропинин .

На выставке представлены рисунки главы семьи и живописный автопортрет.

Трое сыновей Егора и Любови Маковских – Константин, Владимир, Николай, а также дочь Александра стали художниками, вторая дочь Мария – певицей. Главным свидетельством необыкновенно демократичной, широкой, свободной духовной атмосферы, царившей в семье Маковских, является факт рождения в ней двух творческих антиподов – Константина и Владимира. Оба они оказались в самом центре полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство во второй половине XIX столетия.

Константин Егорович Маковский с юности начал писать эффектные заказные портреты и со временем стал одним из любимых портретистов русской аристократии. В 1862 за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» был награжден малой золотой медалью. Однако, в 1863 году покинув Императорскую Академию, он записался в Петербургскую артель-коммуну, а затем Товарищество передвижников. Но серьезно он к этой работе не относился. Необыкновенно талантливая, открытая, искрометная, неугомонная и любвеобильная натура Константина жаждала успеха и признания в высших кругах, там, где концентрировались власть и деньги. Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого. Константин Маковский исполнил свою мечту, но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Константин не в меньшей степени, чем Владимир, стал одной из характерных фигур молодого русского реализма. На выставке представлены живописные работы и графика разных лет известного художника.

Владимир Егорович Маковский по характеру составлял полную противоположность своему брату. Его небольшие занимательные полотна, наполненные правдивыми, интересными типами, сочувствием к простому человеку и критикой общественных пороков, стали поистине энциклопедию русской жизни. В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (картина неоднократно повторялась художником, вариант под названием «Ночное» находится в Русском музее и представлена на выставке) был награжден золотой медалью Академии художеств. В 1870-х участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1873 за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика. После реформы Академии Художеств и прихода к власти передвижников, Владимир стал ее новым ректором. Его жизнь и творчество сыграли огромную роль в движении передвижников в России. На выставке представлены живопись, акварель, рисунки и эскизы мастера к росписям храма Христа Спасителя в Москве.

Николай Егорович Маковский окончил Академию художеств со званием свободного художника по архитектуре, с правом производить постройки. Поступив на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, Николай в 1865 получил малую серебряную медаль за проект каменной сельской церкви. Но вскоре он оставил службу и занятия архитектурой и живописью. В 1873 за пейзаж «Вид Москвы» получил звание классного художника 2-й степени. Несколько месяцев он провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А. П. Боголюбова. На выставке представлены пейзажи и работы Николая Егоровича на тему Ближнего Востока, Российской провинции. Александра Егоровна Маковская не получила систематического художественного образования. Она училась живописи у отца и своих братьев. После позднего развода родителей, Александра Егоровна жила с матерью Л. К. Маковской, в Санкт-Петербурге. Она стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника. На выставке представлены пейзажи, выполненные Александрой Егоровной.

По стопам родителей пошли и дети Константина, Сергей и Елена. Сергей Константинович Маковский внес выдающийся вклад в культуру Серебряного века как издатель, критик, мемуарист и поэт. Его литературный дебютом стала статья «В. М. Васнецов и Владимирский собор» в журнале «Мир Божий». Он участвовал в собраниях «Мира искусства»(позднее устроил выставку этого объединения в Париже), сотрудничал в «Журнале для всех», журналах «Новое дело», «Искусство», был основателем и редактором журнала «Аполлон». Сергей Константинович был инициатором создания издательства «Содружество» (1905), в котором в этом же году вышла его первая книга стихов. Вместе с художником А. Гаушем он объединил молодых художников, близких группе «Голубая роза», таких как П. Кузнецов, П. Уткин, М. Ларионов и других. После эмиграции, обосновался в Праге, затем в Берлине, с 1925 до конца жизни жил в Париже. После второй мировой войны — председатель Объединения русских писателей в Париже. В эмиграции издал восемь поэтических сборников. На выставке представлены книги и рукописи Сергея Маковского.

Художник и скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская получила известность не столько в России, сколько в Германии, где провела основную часть жизни. Она училась у И.Е.Репина в школе княгини М.К. Тенишевой, после чего была зачислена вольнослушателем в Академию художеств, где тоже занималась в мастерской Репина. Весной 1897 она уехала в Мюнхен и поступила в школу А. Ашбе, но, не завершив курс обучения, вернулась в Петербург и продолжила обучение у своего любимого учителя. Елена Константиновна вышла замуж за австрийского скульптора Рихарда Лукша (1872–1936) и поселилась в Вене, а затем в Гамбурге, где преподавала в Художественно-промышленной школе. Двое из троих ее детей также продолжили семейную художественную традицию: Петр стал художником, Дмитрий — архитектором.

На выставке представлен живописный портрет брата – С.К.Маковского и ранние ученические офорты.

Связали свою жизнь с искусством и сыновья Владимира. Александр Владимирович Маковский стал живописцем и преподавателем. Его картину «Тетеревиный ток» и целый ряд волжских пейзажей приобрел Музей Академии художеств. В 1911 за ряд портретов он получил звание академика. Александр Владимирович организовал собственную частную школу живописи и преподавал рисование в Морском техникуме. Также он занимался журнальной и книжной иллюстрацией (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького). На выставке представлены его живописные произведения и иллюстрации к произведениям Н.Гоголя.

Константин Владимирович Маковский стал архитектором, по проектам которого в Петербурге построено несколько домов. В 1892 он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил с малой серебряной медалью. Затем продолжил обучение в Академии художеств. Архитектор канцелярии обер-прокурора Синода, преподаватель Института гражданских инженеров императора Николая I - в 1905 году он был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени, а в 1912 — орденом Св. Анны 3-й степени. С 1914 – он один из архитекторов Исаакиевского Кафедрального собора. На выставке представлены фотографии зданий, построенных по проектам К.В.Маковского.

В свою очередь внуки Владимира Егоровича - Анна и Наталья - посвятили свою жизнь древнерусскому искусству.

Анна Дмитриевна Стен, как сотрудник Государственного института истории искусств, участвовала в экспедициях института в Чернигов и Новгород. Выполненные ею копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спас на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве являются шедеврами копировального искусства. В 1933 она была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в исправительно-трудовых лагерях на строительстве Беломорско-Балтийского канала, откуда была «актирована» в связи с отморожением ног. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских: копировала новгородские фрески, выполняла обмеры памятников архитектуры. В декабре 1948 вновь была арестована, освобождена 14 апреля 1949. Реабилитирована посмертно.

Творчество А.Д.Стен представлено на выставке копиями фресок храма Спаса на Нередице и Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре.

Наталья Константиновна Маковская составила описание двух башен острога древней Сумской крепости (до наших дней не сохранились). В 1928–1938 она работала в Русском музее художником-реставратором (в 1928 участвовала в экспедиции по копированию фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), затем перешла в отдел советского искусства. Блокаду и годы войны Наталья Константиновна провела в Ленинграде. После войны она преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте им. И. Е. Репина, вела научно-исследовательскую и преподавательскую работу по технике, технологии живописных материалов и реставрации живописи.

На выставке показана копия фрески Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре, выполненная Н.К.Маковской.

Пресс-служба ГРМ

e-mail:

www.museum.ru/N35338
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.04.2019  x    ?  


Выставка Фешина и Бенькова в Музее русского импрессионизма

Сады Серебряного века

"Мозаика эпопеи" в Доме-музее Волконских

Выставка «Лестница в небо. Иконы из собрания Виктора Бондаренко» в Музее имени Андрея Рублева

Блюдо из «Собственного» сервиза. Возвращение домой

II научная конференция "История отечественной культуры в архивных документах"

Выставка «Нестор Хломов. Ветер странствий» в Коломенском

5-й международный живописный пленэр памяти С.Ю. Жуковского в усадьбе "Журавлиное", Беларусь

"Сталинград. Ни шагу назад!"

Выставка "Император Александр III. Коронация. Путешествие. Семья" в Массандровском дворце, Крым

Семинар Школы наследия "Ржавый пояс". Судьба и экономика промышленного наследия"

Выставка "День Победы" в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников

От промышленной игрушки - к возрождению Петрушки

Выставка «Диалог с Леонардо» в Галерее А3

Края судьбы – от Темлага до Иерусалима. Презентация книги стихов Зинаиды Палвановой

Выставка "Литературный багаж" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Хаим Сокол. В некотором смысле я становлюсь ими, а они мной

Выставка фотографии «Петербург. Рельеф местности»

Проект Юлии Лебедевой «mind(e)scape»

«Рождает Родина героев…». К 85-летию со дня учреждения звания Героя Советского Союза

Выставка «Дорогому Михаилу Александровичу…»

Выставка «История оружия. Охота. Война. Искусство» в Новосибирском краеведческом музее

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на вернисаж новых выставок

Персональная выставка Юрия Люкшина «Слово о полку Игореве». «Борис Годунов»

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Русский характер. Савинов Юрий Александрович. К 90-летию художника. Живопись из частного собрания

Выставка «Шапка: камерная стерео-опера о петербургском искусстве»

Генри Вессел. Прогулка

Выставка произведений Эдварда Мунка в Третьяковской галерее

Выставка живописных работ Михаила Латышева в галерее "Мансарда Художников"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru