НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Семья Маковских».

18 декабря 2008Москва
К.Е.Маковский.Петербургский дворик. 1860-е. Холст, масло. 64,5х53
А.В.Маковский. Базар. 1913. Бумага на холсте, масло. 44х48
В.Е.Маковский. Ночное. 1879. Холст, масло. 62х77
В Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Семья Маковских». Экспозиция включает около 200 произведений живописи и графики из музеев и частных коллекций Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Большинство экспонатов будут показаны широкой публике впервые.

Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Вся деятельность ее виднейших представителей, семейная атмосфера, в которой они воспитывались и творили, их интересы и общественные взгляды показывают художественные корни семьи, уходящие в глубь веков. Династия дала отечественной культуре несколько поколений художественных деятелей, о четырех из них расскажет выставка.

Родоначальником ее был Егор Иванович Маковский – бухгалтер по профессии, коллекционер и страстный любитель искусства. Эта любовь передалось ему от отца Ивана Борисовича Маковского, интересовавшегося архитектурой и собиравшего лубки. Егор Иванович, не бросая службы, копировал картины во дворцах, одновременно продолжая собирательскую деятельность отца. Страстная увлеченность искусством сплотила вокруг Маковского таких же, как он, любителей, в том числе из аристократического круга. При его активном участии, был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния. После женитьбы Егора Ивановича на Любови Молленгауэр, в доме молодых супругов бывали Николай Гоголь, Михаил Глинка, Карл Брюллов, Василий Каратыгин, Александр Островский, Василий Тропинин .

На выставке представлены рисунки главы семьи и живописный автопортрет.

Трое сыновей Егора и Любови Маковских – Константин, Владимир, Николай, а также дочь Александра стали художниками, вторая дочь Мария – певицей. Главным свидетельством необыкновенно демократичной, широкой, свободной духовной атмосферы, царившей в семье Маковских, является факт рождения в ней двух творческих антиподов – Константина и Владимира. Оба они оказались в самом центре полемики между академическим и реалистическим направлениями, захватившей русское искусство во второй половине XIX столетия.

Константин Егорович Маковский с юности начал писать эффектные заказные портреты и со временем стал одним из любимых портретистов русской аристократии. В 1862 за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» был награжден малой золотой медалью. Однако, в 1863 году покинув Императорскую Академию, он записался в Петербургскую артель-коммуну, а затем Товарищество передвижников. Но серьезно он к этой работе не относился. Необыкновенно талантливая, открытая, искрометная, неугомонная и любвеобильная натура Константина жаждала успеха и признания в высших кругах, там, где концентрировались власть и деньги. Он мечтал устроить свою судьбу по примеру великих мастеров прошлого. Константин Маковский исполнил свою мечту, но плата за нее оказалась немалой. На склоне лет, испытав определенное пресыщение, он признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Константин не в меньшей степени, чем Владимир, стал одной из характерных фигур молодого русского реализма. На выставке представлены живописные работы и графика разных лет известного художника.

Владимир Егорович Маковский по характеру составлял полную противоположность своему брату. Его небольшие занимательные полотна, наполненные правдивыми, интересными типами, сочувствием к простому человеку и критикой общественных пороков, стали поистине энциклопедию русской жизни. В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» (картина неоднократно повторялась художником, вариант под названием «Ночное» находится в Русском музее и представлена на выставке) был награжден золотой медалью Академии художеств. В 1870-х участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1873 за картину «Любители соловьев» был удостоен звания академика. После реформы Академии Художеств и прихода к власти передвижников, Владимир стал ее новым ректором. Его жизнь и творчество сыграли огромную роль в движении передвижников в России. На выставке представлены живопись, акварель, рисунки и эскизы мастера к росписям храма Христа Спасителя в Москве.

Николай Егорович Маковский окончил Академию художеств со званием свободного художника по архитектуре, с правом производить постройки. Поступив на должность архитекторского помощника при Министерстве Императорского Двора, Николай в 1865 получил малую серебряную медаль за проект каменной сельской церкви. Но вскоре он оставил службу и занятия архитектурой и живописью. В 1873 за пейзаж «Вид Москвы» получил звание классного художника 2-й степени. Несколько месяцев он провел в Париже среди художников русской колонии, где занимался живописью под руководством А. П. Боголюбова. На выставке представлены пейзажи и работы Николая Егоровича на тему Ближнего Востока, Российской провинции. Александра Егоровна Маковская не получила систематического художественного образования. Она училась живописи у отца и своих братьев. После позднего развода родителей, Александра Егоровна жила с матерью Л. К. Маковской, в Санкт-Петербурге. Она стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника. На выставке представлены пейзажи, выполненные Александрой Егоровной.

По стопам родителей пошли и дети Константина, Сергей и Елена. Сергей Константинович Маковский внес выдающийся вклад в культуру Серебряного века как издатель, критик, мемуарист и поэт. Его литературный дебютом стала статья «В. М. Васнецов и Владимирский собор» в журнале «Мир Божий». Он участвовал в собраниях «Мира искусства»(позднее устроил выставку этого объединения в Париже), сотрудничал в «Журнале для всех», журналах «Новое дело», «Искусство», был основателем и редактором журнала «Аполлон». Сергей Константинович был инициатором создания издательства «Содружество» (1905), в котором в этом же году вышла его первая книга стихов. Вместе с художником А. Гаушем он объединил молодых художников, близких группе «Голубая роза», таких как П. Кузнецов, П. Уткин, М. Ларионов и других. После эмиграции, обосновался в Праге, затем в Берлине, с 1925 до конца жизни жил в Париже. После второй мировой войны — председатель Объединения русских писателей в Париже. В эмиграции издал восемь поэтических сборников. На выставке представлены книги и рукописи Сергея Маковского.

Художник и скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская получила известность не столько в России, сколько в Германии, где провела основную часть жизни. Она училась у И.Е.Репина в школе княгини М.К. Тенишевой, после чего была зачислена вольнослушателем в Академию художеств, где тоже занималась в мастерской Репина. Весной 1897 она уехала в Мюнхен и поступила в школу А. Ашбе, но, не завершив курс обучения, вернулась в Петербург и продолжила обучение у своего любимого учителя. Елена Константиновна вышла замуж за австрийского скульптора Рихарда Лукша (1872–1936) и поселилась в Вене, а затем в Гамбурге, где преподавала в Художественно-промышленной школе. Двое из троих ее детей также продолжили семейную художественную традицию: Петр стал художником, Дмитрий — архитектором.

На выставке представлен живописный портрет брата – С.К.Маковского и ранние ученические офорты.

Связали свою жизнь с искусством и сыновья Владимира. Александр Владимирович Маковский стал живописцем и преподавателем. Его картину «Тетеревиный ток» и целый ряд волжских пейзажей приобрел Музей Академии художеств. В 1911 за ряд портретов он получил звание академика. Александр Владимирович организовал собственную частную школу живописи и преподавал рисование в Морском техникуме. Также он занимался журнальной и книжной иллюстрацией (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького). На выставке представлены его живописные произведения и иллюстрации к произведениям Н.Гоголя.

Константин Владимирович Маковский стал архитектором, по проектам которого в Петербурге построено несколько домов. В 1892 он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил с малой серебряной медалью. Затем продолжил обучение в Академии художеств. Архитектор канцелярии обер-прокурора Синода, преподаватель Института гражданских инженеров императора Николая I - в 1905 году он был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени, а в 1912 — орденом Св. Анны 3-й степени. С 1914 – он один из архитекторов Исаакиевского Кафедрального собора. На выставке представлены фотографии зданий, построенных по проектам К.В.Маковского.

В свою очередь внуки Владимира Егоровича - Анна и Наталья - посвятили свою жизнь древнерусскому искусству.

Анна Дмитриевна Стен, как сотрудник Государственного института истории искусств, участвовала в экспедициях института в Чернигов и Новгород. Выполненные ею копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спас на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве являются шедеврами копировального искусства. В 1933 она была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в исправительно-трудовых лагерях на строительстве Беломорско-Балтийского канала, откуда была «актирована» в связи с отморожением ног. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских: копировала новгородские фрески, выполняла обмеры памятников архитектуры. В декабре 1948 вновь была арестована, освобождена 14 апреля 1949. Реабилитирована посмертно.

Творчество А.Д.Стен представлено на выставке копиями фресок храма Спаса на Нередице и Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре.

Наталья Константиновна Маковская составила описание двух башен острога древней Сумской крепости (до наших дней не сохранились). В 1928–1938 она работала в Русском музее художником-реставратором (в 1928 участвовала в экспедиции по копированию фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), затем перешла в отдел советского искусства. Блокаду и годы войны Наталья Константиновна провела в Ленинграде. После войны она преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте им. И. Е. Репина, вела научно-исследовательскую и преподавательскую работу по технике, технологии живописных материалов и реставрации живописи.

На выставке показана копия фрески Рождественского собора в Ферапонтовом монастыре, выполненная Н.К.Маковской.

Пресс-служба ГРМ

e-mail:

www.museum.ru/N35338
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.12.2022  x    ?  


Выставка Музея Мирового океана в Русском доме науки и культуры в Париже

«Добрый музей»: презентация совместного инклюзивного проекта Третьяковской галереи и Фонда Потанина

Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества

Выставка «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым»

Героем фестиваля «Текст в контексте» 2023 года станет Максим Горький

Выставка «Городские» в «Шолохов-Центре»

Время летать: советский киноплакат 1970–80-х годов

Персональная выставка Нины Казимовой «Беспечной старины улыбчивая муза»

"Литературные сны". Выставка Бориса Забирохина

Выставка «Барановские ситцы. Вчера. Сегодня. Завтра»

Презентация каталога «Симферопольский художественный музей. Живопись (1917–1991)»

Пушкинский музей учредил ежегодную «Морозовскую премию»

Выставка "Польза, прочность и красота крестьянской архитектуры" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

«Мечтай. Молись. Плыви» - выставка работ Федора Конюхова и Виктора Кобзева в Калининграде

Круглый стол "Актуальные вопросы методики реставрации памятников деревянного зодчества"

К 100-летию создания нелегальной разведки. Выставка "Без права на славу, во славу державы"

Тина Шибалова. Метод Вычисления

Выставка «Восемь юбочек надену…» в Национальном музее Республики Карелия

Древние воины Янтарного края

Полярная ночь в творчестве мурманских художников

Мир русского дворянства. Юсуповы и Восток. Выставка из собрания Эрмитажа в Юсуповском дворце

Выставка к 75-летию дипломатических отношений «Россия-Индия: сад дружбы» в МВК РАХ

Искусство быть: запредельно близко

Выставка "Собрание в собрании. Коллекция Залогина А.П."

Вячеслав Почечуев. Древо жизни

Русский авангард. Искусство для нового мира

Старинный дедушкин самовар на выставке в Музее хрусталя имени Мальцовых

Выставка «Зимний вернисаж»

Презентация альбома «Век служения литературе»

Re:Renaissance. Егор Остров

Выставка "В поисках народного искусства" в музее-заповеднике "Царицыно"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru