Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Издательская программа "Интерроса" представляют выставку "НАИВНАЯ ИСТОРИЯ" в рамках культурологического проекта "Советское наивное искусство".
"Советское наивное искусство" – культурологический проект Издательской программы компании "Интеррос", стартовавший в 2007 году. Проект посвящён уникальному явлению в отечественной культуре 1960–1990-х годов – "советскому примитиву". Тема наивного искусства СССР – это прежде всего тема исчезающей культурной памяти. Творчество советских "наивных" художников сегодня стремительно уходит в прошлое. А вернее – в никуда. Картины самоучек навсегда пропадают из общественного поля зрения, в лучшем случае оседая в частных коллекциях, в худшем – погибая в запустевших домах, назначенных под снос. Этот пласт культуры невосполним: авторы картин, как правило, очень пожилые люди, а многих уже нет в живых. Их искусство имеет подлинную ценность там, где оно возникло, и необходимо прежде всего нам, родившимся и живущим в этой стране.
Первым этапом проекта Издательской программы "Интерроса" "Советское наивное искусство" стал выпуск в 2007 году одноимённой 380-страничной иллюстрированной книги. В ней собраны более 300 картин – произведений живописи и графики художников-самоучек. Не имея академического образования, "наивные" художники запечатлели мечты и фантазии советских людей, их быт и повседневную жизнь, а главное – собственную систему представлений о мире, где лозунги венчаются с поговорками, абсурд – с реализмом, фольклор – с политпропагандой. Большую часть книги "Советское наивное искусство" составили впервые опубликованные произведения из частных коллекций.
Второй этап проекта – выставка "Наивная история". Отправной точкой экспозиции, состоящей из более чем 120 работ, стали опубликованные в книге произведения. Для показа были выбраны работы по восьми ключевым темам, а также добавлен ряд произведений, не вошедших в книгу.
Представляя к наследие "советского примитива", Издательская программа "Интерроса" обращается не только ко вчерашнему, уже экзотическому опыту жизни в СССР, но также к обстоятельствам существования наивного искусства и его художественным свойствам.
Интерес к искусству, возникающему "в гуще народной жизни", стабилен на протяжении всего ХХ века. Успех Нико Пиросмани, поиски неопримитива в работах Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, увлечение языком примитива в творчестве художников 1930-х годов и новая волна интереса к нему в 1960-х – все это позволяет говорить о закономерном влиянии наивного искусства на профессиональный художественный процесс. В стране, где рисование яблока на школьном уроке должно было "способствовать сопереживанию труду колхозников и совхозников", а граждане, по данным статистики, тратили в среднем чуть меньше двух копеек в год на посещение музеев и выставок, тяга к занятиям всякого рода искусством была поразительно велика.
Обратное влияние профессионального искусства на самодеятельное создавала сама советская действительность. Многие профессиональные художники, сосредоточенные на собственном творчестве и избегавшие подённой работы над заказными портретами вождей и панорамами заводов в комбинатах Художественного фонда, часто шли преподавать в клубы, художественные школы, дома культуры. В Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), существовавшем долгие годы, преподавали известные живописцы и графики. Художник и ученик, разделённые не только опытом предшествовавшей жизни, но и сотнями километров, надолго становились друзьями по переписке. Ученики присылали новые работы, а педагоги писали рецензии, давали профессиональные советы.
В 2009 году Издательская программа "Интерроса" планирует серию передвижных выставок наивного искусства СССР в российских регионах. Следующим городом, где пройдёт выставка "Наивная история", станет Красноярск.
Инициатор и организатор выставки – Издательская программа компании "Интеррос". Руководитель проекта: Ирина Остаркова. Подбор работ: Сергей Сафонов. Архитектор выставки: Юрий Аввакумов. Художник выставки: Алёна Кирцова.
Вернисаж состоится в четверг, 18 декабря 2008 в 17 часов в Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.