На фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, Леонид Лазарев завоевал Вторую премию. Но главное - оказался в рядах таких же молодых фанатов, как он сам, упорно и безапелляционно отстаивавших съемки без предварительной постановки и инсценировки, и всей своей эстетикой нарушавших цензурные каноны того времени. Каждый четверг молодые единомышленники собирались на заседания фотосекций при Комитете молодежных организаций, чтобы показать друг другу и мэтрам старшего поколения свои работы, до хрипоты поспорить о прошлом, настоящем и перспективах фотожурналистики и фотоискусства.
Главному художнику журнала "Советская женщина" Кирику Владимировичу Орлову приглянулся Леонид Лазарев, что и определило последующие четыре года его профессиональной работы фотокорреспондентом женского журнала, который, кстати, сумел привлечь к себе весьма известных репортеров, прошедших школу 30-х годов и фронты Великой Отечественной. Обстановка в боевом "фотографическом коллективе" редакции была по-настоящему творческой, благодаря не только безупречному вкусу и профессиональным навыкам К.В. Орлова, но и его несомненному моральному авторитету.
География командировок? О такой широте можно только мечтать: везде и повсюду. Творческий диапазон? Безграничный. Но главным образом - жизнь и труд людей в самых разных уголках тогдашнего Советского Союза. Что касается творческих результатов, то самый запомнившийся на всю оставшуюся жизнь - снимки, достигшие Англии и попавшие в книгу фотошедевров, созданных известными фотографами мира. Удача? Возможно. Но, может быть, она в какой-то мере помогла осознать, насколько, кроме дара Бога, необходимо специальное образование. Высшего фотографического тогда (как, к сожалению, и в наши дни) не было. Но к счастью, был легендарный ВГИК с его кинооператорским факультетом, на котором уже с первого курса прививалось уважительное отношение не только к кино-, но и к фотокамере, ее разнообразным творческим возможностям. А потом, в 1964 году снова заманчивое предложение от Эдуарда Кравчука, возглавившего фотослужбу нового журнала "Кругозор", совместившего изображение и текст со звуком. Писали и снимали для журнала в те годы весьма именитые писатели, барды и фотожурналисты. Работы было много до умопомрачения, командировок - бесчисленное множество, требования к результатам фотосъемок - самые высокие. Словом, настоящая профессиональная школа, и к тому же - работа над кинофильмами, из которых несколько были высоко оценены преподавателями ВГИКа и даже удостоились чести быть представленными на экранах Центрального телевидения.
Итак, фотография и кино. Но выяснилось, что столь же близки могут быть самым парадоксальным образом фотография и... театр. Издательство "Планета" предложило сделать набор больших фотооткрыток, посвященных Малому театру. Леонид и не подозревал, что уже работа над книгой "Национальный театр России" на многие годы станет ведущей темой его творчества. Насколько фотохудожнику удалось проникнуться этой темой и достигнуть определенных высот в весьма типичных театральных съемках, можно судить по одному весьма примечательному факту. С результатом съемок четырех спектаклей довелось ознакомиться прибывшим в Москву японским театральным деятелям. Внимательно изучив снимки, японцы, не побывав ни на одном из спектаклей... пригласили труппу Малого театра на гастроли в Японию с этими четырьмя спектаклями. Право же, такое услышишь нечасто даже в самых комплиментарных оценках профессиональных достижений фотографа.
Однако рассказ о творческой деятельности Леонида Николаевича Лазарева нельзя считать полным и всеобъемлющим, не сказав о его... литературных увлечениях. Влюбленность в фотографию, кинематографическое образование в какое-то время стали в один рост с поисками своего лица в литературном творчестве. Причем, в его весьма специфическом виде. Помогло этому, вероятно, врожденное чувство юмора. Фамилия Лазарева вдруг стала появляться на страницах... "Литературной газеты". А в 1986 году он удостаивается почетной премии газеты наряду с Жванецким, Резниковым и художником Песковым. Но и это еще не все... Сочетание отменного вкуса, как в фотоискусстве, так и в литературном творчестве, породило нечто совсем уж неожиданное – фототеатр, где фотоизображение, диалог, актеры, фотографы создают новые ассоциации. Фото - это документ, речь может быть художественным вымыслом, а актер существует в координатах реального времени. Так рождался Фототеатр, идеи которого нашли воплощение в эстрадном варианте. Успешные гастроли на сценах столиц союзных республик в качестве "актера разговорного жанра" вместе с соавтором Л. Резниковым.
...И все же, все же! Главным остается фотография, и только фотография. Все остальное либо удовольствие, либо временное увлечение, в той или иной степени лишь помогающее фототворчеству. Съемки и компьютер, компьютер и съемки... День за днем с желанием и любовью - навсегда.
Григорий Чудаков, бывший главный редактор журнала "Советское фото"
Рожден 14 июля 1937 года в Москве. Фотолюбительствовал со школьной скамьи. С приходом в 1957году Фестиваля молодежи и студентов возникла непрекращающаяся тяга к фотолетописи. Вторая премия на фотоконкурсе фестиваля. Этот успех внес принципиальное изменение - возникло понимание фотоискусства как профессии. Комитет молодежных организации взял под свое крыло молодых птенцов с фотоаппаратами. Почти системно стали открываться фотовыставки с названием "НАША МОЛОДОСТЬ". Меня пригласил журнал "СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА" работать фотожурналистом. Состоялось знакомство с Кирик Владимировичем Орловым - главным художником журнала, которому удалось приоткрыть тайны профессии и повлиять на шкалу ценностей в моей голове. Началась гонка командировок и непередаваемое чувство ответственности. Съемки по всему Союзу, съемки в Кремле. Результатом этого напряжения были премии журнала за 1960-1962 гг. В 1962 году по мнению зарубежной прессы попал в число лучших фотографов мира. С 1964 года фотокорреспондент журнала "КРУГОЗОР". Работаю рядом с выдающимися пишущими журналистами. Закладываются основы нескольких проектов. На Всесоюзной выставке художественной фотографии награжден в 1961 г. за работу "СЕСТРА", в 1962 году за фотографию "В КАРПАТАХ", и эта же работа была использована Л.П.ДЫКО в книге о фотокомпозиции. Лидия Павловна Дыко неоднократно помещала мои фотографии в своих книгах. Л. Волков-Ланит также поместил мои фотоработы в своей книге "ИСКУССТВО ФОТОПОРТРЕТА". За плодотворную работу в 1972 г. отмечен руководством журнала. 19 июня 1972 года заканчиваю Институт Журналистского мастерства. Получаю премию международного фотоконкурса журнала "НОВОЕ ВРЕМЯ" в 1974 г. Премия в 1984 г. на Всесоюзной выставке "40-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ". Наконец, защищаю диплом во ВСЕСОЮЗНОМ ИНСТИТУТЕ КИНЕМАТОГРАФИИ (ВГИК), кинооператорский факультет. Продолжая работать в журнале "КРУГОЗОР", нахожусь в поиске новых форм в творчестве и, как результат, становлюсь лауреатом "ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ" за 1986 год. В 1989 г. создаю эстрадный номер в разговорном жанре с использованием фотографии, и приказом по Министерству Культуры РСФСР мне присваивается звание АРТИСТ РАЗГОВОРНОГО ЖАНРА со ставкой 9 руб. 50 коп. за выход. Гастроли по столицам Союзных республик. Окончательно сформировалась идея ФОТО ТЕАТРА. Становлюсь свободным художником и в подтверждении этому получаю звание КОДАК-МАСТЕР. Сосредоточился на крупных проектах, один из которых только что вышедшая книга (Официальное издание правительства Москвы) под названием "МОСКВА -МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ". Сегодня, также как и 50 лет назад, испытываю душевный подъем, держа в руках КАМЕРУ и вглядываясь в окружающий мир.
Ваш Леонид Лазарев