21 ноября в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи открылась новая экспозиция «Личность. Скульптура. Эпоха. Русская скульптура второй половины XIX-начала XX века».
В коллекции музея ¬¬– 24 произведения русской скульптуры. В основном, это гипсовые отливы с работ выдающихся мастеров русской пластики, поступившие в музей в первые годы его существования из Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, а также две работы в материале: «Атеист» С.Т. Коненкова (песчаник), поступившая в 1960 году из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников Министерства культуры СССР, и « Запорожец после битвы» Е.А. Лансере (бронза), поступившая в 1995 году из Росизопропаганды. Экспозицию скульптуры органично дополняют графические листы В.Д. Фалилеева, жизнь которого связана с Саранском.
Во второй половине XIX века в скульптуре наметился поворот к жанру. Следуя по пути, указанному передвижниками, к крестьянской теме обратился М. Чижов. Его произведение «Крестьянин в беде» 1873 по характеристике образа, раскрытию внутреннего состояния может быть отнесено к числу наиболее значительных произведений русской скульптуры этого времени.
Поэтика непосредственной жизненной правды звучит в работах Е.А. Лансере. Им присущи особая любовь к передаче деталей, тщательная, почти ювелирная проработка их («Запорожец после битвы»).
Значительный, возвышенный образ поэта создан в «Портрете Т.Г.Шевченко» Ф.Ф. Каменским.
В начале XX века русская пластика переживает новый подъем. Центром всего прогрессивного и интересного становится Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Появляется целая плеяда молодых скульпторов: С.Т. Коненков, А.С. Голубкина, С.Д. Эрьзя. Их роднит характерный для скульпторов начала века универсализм – они работают в разных жанрах и материалах, всех занимает проблема синтеза искусств. Но каждый из них – Личность, каждый имеет свой собственный художественный почерк и творческие устремления. На выставке зрители увидят экспонируемые впервые произведения: «Портрет Л.Н. Толстого» П.П.Трубецкого, «Атеист» С.Т. Коненкова, «Карл Маркс» А.С. Голубкиной и авторский гипсовый отлив работы «Скорбь» 1918 года С.Д. Эрьзи.
Зрители познакомятся с произведениями современников С.Д. Эрьзи, в каждом из которых заключен дух русской жизни рубежа двух столетий.