Московский музей современного искусства открывает персональную выставку Клары Голицыной (р. 1925) – художника, который обладает удивительно острым чувством современности и смело экспериментирует с широким спектром изобразительных приемов.
В проекте «Пластические партитуры» отражены недавние творческие идеи Клары Голицыной. В 90-е годы Голицына углубилась в аналитическое изучение форм, конструкций и объемов предметов, а затем постепенно увлеклась «освобождением» изображаемых объектов от их массы. Минимализм формы при полноценной передаче объема стал основным принципом «постархитектуры» – так называет художник свои произведения. Новый подход к художественному отображению действительности сделал предметы на полотнах Голицыной легкими, но не плоскими, а пейзажи – прозрачными, но сохраняющими перспективные построения.
Выставка в Московском музее современного искусства представит все этапы развития серии «Постархитектура»: акварельные наброски, построения линеарных силуэтов зданий и более вдумчивые работы на холстах. В экспозиции будет составлен плотный фриз из таких архитектурных построений. Ранние архитектурные объекты и конструкции Голицыной уже освобождены от всех уплотнений, но в них продолжают существовать стены, окна, крыши; в более поздних работах архитектура становится полностью прозрачной и сводится только к линиям, удивительным образом сохраняющим объем. Архитектурное пространство художника видится воздушным, легким и бесконечным; оно словно может быть продолжено дальше, за пределы холста или зала. Зрителю кажется, что перед ним не законченные произведения, а некие «пластические партитуры», по которым Клара Голицына «играет архитектуру», как можно исполнять музыку.
Картинные серии Клары Голицыной последнего периода являются наиболее программными и актуальными. Присутствие здесь исследовательской логики и своего рода концептуальности не ведет к холодной рассудочной сухости. Наряду с «линейной логикой» действительно линеарных построений, тут есть место и для парадоксального, игрового начала, то есть дает о себе знать явно не линейная, иная логика вольного творчества… Построения логики оказываются паралогичны. Эти разбегающиеся от предмета линии могут вторично сойтись и пересечься лишь где-то за пределами зримого, в не фиксируемом центре Тайны…
Сергей Кусков, 2005
Из статьи в монографии «Клара Голицына» (издание журнала «ДИ»; Москва, 2005)
В окружении произведений этого выставочного проекта Клары Голицыной кажется, словно ты оказался внутри огромного звукового пространства, где нескончаемый поток мелодий сливается в цельную музыкальную гармонию. Городская макроструктура, с ее бесконечной игрой форм, органично воспринимается художником в качестве некоего музыкального творения. Города мира в ее живописно-архитектурных интерпретациях предстают как гигантские художественные конгломераты.
Никита Махов, 2005
Интрига в том, что я не знаю, чем кончится дело – ЧТО в результате останется на картине? В этом весь интерес и стимул к работе. Сейчас у меня желание как можно больше самоустраниться при создании произведения. Теперь руководит случай: открываю любую книгу, по номеру страницы отсчитываю на полке альбом, попавшаяся фотография – повод для картины. Делаю маленький эскиз и начинаю свою игру по созданию произведения. Линиями продолжаю конструктивные грани изображаемого. Иногда оставляю на картине одни эти концы.
Клара Голицына, 2008
Открытие: 20 ноября в 18:00, залы № 2-3