ГРАФИКА (Из частного собрания)
«Петербургская серия», впервые представленная зрителю в музейном контексте, занимает особое место в творчестве Светозара Острова. С именем этого художника ассоциируется целый ряд художественных изданий: Андерсен, Перро, Мелвилл, Толкиен, Линдгрен, Моуэт, Доктор Сьюз, Пушкин, Лермонтов, Куприн, Чуковский, Хармс, Заходер, – за прошедшие годы из-под руки мастера вышло более 100 книг. Светозар Остров родился в Ленинграде в феврале 1941 года. Дата не требует пояснений; город, как птица Феникс, умирал и возрождался из пепла на его глазах. Глаз художника цепок с самого рождения и помнит все: он действительно помнит эвакуацию в Томск в теплушке в 41 году, как бабушка передавала закутанного младенца деду через форточку и снаружи стояла пара лошадей, запряженная в сани; помнит впечатление о морозном и прянично-резном деревянном Томске. И чуть позже – себя уже четырехлетнего, читающего по слогам; помнит и салют Победы – и себя - на шее у кого-то из маминых знакомых. Рисовать начал с пяти лет. От судьбы уже было не уйти: родители тоже были художниками (мама училась вместе с Мыльниковым и Тарановым, а рано ушедший из семьи отец был и вовсе советским младо-классиком: его картина «Мы пойдем другим путем» висела в московском Музее Ленина). Дорога предначертана: школа «СХШ», «Репинка», сначала живописный, потом графический факультет. Строгая академическая школа, к счастью, не смогла нивелировать природное обаяние, авантюризм и независимость Светозара. Первые иллюстрации – к пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» – появились в журнале «Нева». Журнал был многотиражный, но использовал только черно-белую печать, а работать с цветом очень хотелось. Так и был сделан шаг в сторону детских издательств. Работа по иллюстрированию детских книжек позволила избежать идеологического диктата. Представленное на выставке собрание уникально. В нем всего шестнадцать листов, выполненных акварелью, тушью и восковым мелом на ватмане, что уже в момент их рождения, в 1996 году, можно было расценивать как вызов современному искусству. Когда художник выходит за пределы своего основного художественного жанра – в данном случае иллюстрации, – говорят об особом периоде творчества. Когда он привносит новый взгляд на, казалось бы, заезженные в гламурных снимках виды города (а по ним можно составить отдельную экскурсию), говорят о новой теме в творчестве. Когда художник убирает природные элементы – воду, воздух, землю, – оставляя рукотворные составляющие города висеть в пространстве, – ничего не говорят, потому что хочется затаить дыхание и разглядывать вибрирующие от преломления несуществующего света в несуществующем воздухе совершенно реальные архитектуру и скульптуру
Открытие 7 НОЯБРЯ в 17.00