В Чувашском государственном художественном музее проходит памятная выставка «Знакомый незнакомец», посвященная 50-летию со дня рождения Заслуженного художника Чувашии, скульптора Василия Петровича Черепанова.
Значительную часть творческого наследия Василия Черепанова составляют работы выполненные в жанре станковой скульптуры, а частности, станкового портрета. Это изображения героев войны и труда («В.И. Чапаев», «Старшина Карелин»), деятелей культуры и искусства («Поэт В.И. Давыдов-Анатри», «Архитектор П. Егоров»).
Но есть и другая, более «интимная» линия творчества Черепанова, характеризующая его как подлинного лирика. Именно этому направлению, раскрывающему зрителю новые грани таланта известного автора, отведена ключевая роль в экспозиции выставки.
Не умаляя значения «официального» творчества Черепанова («Сварщики», «Женщина военных лет»), авторы экспозиции сделали акцент на произведениях камерного характера.
Смысловым камертоном экспозиции стали работы, исполненные романтической приподнятости (« Муза») и пленительной неги («Женский торс»), дружеского участия («Тувинский камнерез Нарбу») и отеческой нежности («Портрет сына Вани», «Светлана»).
Экспозиция выставки состоит из 20 тщательно отобранных произведений, которые, по мнению организаторов, наиболее ярко демонстрируют творческий почерк художника, его незаурядный талант. Выполненные в мраморе, керамике, камне, металле и дереве, отражающие основные тенденции развития скульптуры последней трети ХХ столетия, эти работы будут, безусловно, интересны как профессионалам, так и рядовому зрителю.
По воспоминаниям художника, среди людей, оказавших определяющее влияние на выбор им жизненного пути, были дед Черепанова, Иосиф Филиппович, старшая сестра Александра (в будущем – известный в Чувашии художник-прикладник), а также педагог общеобразовательной школы П.Г. Киселев, под руководством которого Василий занимался резьбой по дереву и корнепластикой. Именно они научили мальчика видеть и понимать красоту окружающего мира.
Скульптурой Черепанов начал заниматься с 1961 г. у замечательного мастера В. Бажинова в мастерской ХГФ ЧГПИ. Получить профессиональное образование Черепанову не довелось. Свои «университеты» Василий Петрович проходил, работая на творческих дачах Союза художников СССР под руководством известных мастеров скульптуры А. Древина, Н. Лавинского, М. Смирнова, Л Николава. Его природный талант, пытливость ума, тяга к искусству всегда находили понимание и поддержку везде, где ему приходилось жить и работать.
Большое значение для творческого становления мастера имели поездки за рубеж, благодаря которым Черепанов воочию увидел величайшие произведения мировой культуры. Его любовью навсегда стали римский портрет, творения Фидия и Микеланджело.
Этот высокий идеал во многом определил творческую позицию Черепанова, его строгую требовательность к своей работе. Все свои произведения Черепанов завершал в материале сам, не передоверяя их техническое исполнение специальным мастерам, как это зачастую делают скульпторы. Мастер справедливо полагал, что только в этом случае можно сохранить то характерное и неповторимое, что составляет оригинальный подчерк художника, и без чего произведение не может обрести подлинную жизнь.
Нелепая случайность стала причиной преждевременного ухода мастера из жизни в расцвете творческих сил. Но остались его работы. Они – свидетельство того, что творчество В.П. Черепанова было и остается ярчайшей страницей в истории чувашского изобразительного искусства.