Самая полная и масштабная ретроспектива Оскара Рабина в России приурочена к 80-летию одного из лидеров российского неофициального искусства второй половины ХХ века.
Третьяковская галерея продолжает цикл монографических выставок, который возвращает в российскую художественную жизнь классиков нонконформизма 1960–1970-х, в настоящее время живущих за пределами России.
Оскар Яковлевич Рабин (род. 1928) – значимая фигура советской независимой культуры, возникшей в эпоху «оттепели» в противовес официальному искусству. Произведения О.Рабина, на Западе прозванного «Солженицын в живописи», правдиво и красноречиво отразили настроения общества в 60–70-е годы. Однако творчество художника по сей день не утратило актуального звучания. В 2006 году ему присуждена Государственная премия «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». Выдающийся мастер с глубоко индивидуальным восприятием мира, Оскар Рабин стоял у истоков нонконформизма. Он был в числе организаторов «Лианозовской группы», сложившейся вокруг Евгения Кропивницкого – живописца и поэта, который в годы войны заменил отца рано осиротевшему художнику. На протяжении семи лет (1958–1965) бывший лагерный барак в Лианозове, где жили Оскар Рабин и его жена Валентина Кропивницкая, служил центром притяжения для прогрессивной интеллигенции. Позже очаг неофициального искусства переместился в квартиру Рабиных близ Преображенской площади в Москве: там тоже устраивались выставки, поэтические вечера и дискуссии, получившие резонанс на Западе.
Окружавшая семью жизнь московского пригорода с «низкими» приметами советской материальной обыденности, ее драматической абсурдности надолго стала темой творчества Рабина. Пейзаж, натюрморт, интерьер – излюбленные жанры художника, продолжающего традиции европейского экспрессионизма 1920-х. Стремясь придать изображению социально-критическое звучание, подчеркнуть антигуманность среды, в которой обитает современный человек, Рабин использует искажения перспективы, принципы деформации, нарушение масштабных соотношений. В эмоционально насыщенной и вместе с тем лаконичной манере Рабина переплетены различные жанры и художественные приемы, в картины введены элементы коллажа и ассамбляжа. Драматургию произведений подчеркивают хронологические «вехи», отмеченные обрывками газет, наклейками, этикетками.
В 1974 году Рабин выступил инициатором «Бульдозерной» и «Измайловской» выставок. Неоднократно подвергался нападкам советской критики и в результате постоянной конфронтации с властью был обвинен в тунеядстве. В 1978-м, с санкции властей выехав на год во Францию, лишен гражданства СССР и вынужден остаться в Париже. В 1985 году О.Рабин стал гражданином Франции, но в 1990-м Верховный Совет СССР вернул ему советское гражданство. Уже спустя год художник впервые показал свою выставку в Москве, тогда как на Западе он начал участвовать в выставках еще с 1960-х годов.
За годы эмиграции персональные выставки О.Рабина, получившего международное признание, состоялись в Австрии, Великобритании, Норвегии, США, Франции, Швейцарии. С начала 90-х Рабин постоянно присутствует в отечественном арт-контексте, участвуя во многих серьезных проектах. Живопись Рабина с ее исповедальной нотой и критическим пафосом давно стала объектом частного, а затем и музейного собирательства. Первая работа Оскара Рабина в Третьяковской галерее появилась в 1994 году как дар автора. Позднее, в 2000 и 2006 годах, благодаря художнику В.Н.Немухину и поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, собрание Галереи пополнилось еще тремя картинами Рабина.
В названии выставки «Оскар Рабин. Три жизни» использовано заглавие автобиографической книги, опубликованной в 1986 году в Париже. Деля свою судьбу, полную лишений и трагических событий, на три этапа – юность до 1953 года, жизнь в Москве и в Париже, – художник покажет живописные и графические работы, созданные примерно за полвека. В экспозицию войдут лучшие полотна О.Рабина, в том числе «Паспорт», «Портрет семьи», «Натюрморт с водкой и селедкой», коллажи парижского периода и небольшой раздел графики. В целом экспонируется около ста произведений.
Пресс-показ 28 октября c 16.00 до 17.15. Вернисаж 28 октября в 17.30
Осуществление столь масштабного проекта стало возможным благодаря совместным усилиям двух заинтересованных организаций – Третьяковской галереи и Некоммерческой организации «Ты и искусство», учредителями которой являются Ивета и Тамаз Манашеровы.
К выставке готовится иллюстрированное издание.
Аккредитация в пресс-службе ГТГ, тел.: 957 0792, тел./факс: 953 3375 е-mail: