С 9 июня по 13 июля 2008 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева прошла реставрационная практика студентов 3-го курса станковой живописи Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества.
Сотрудничество музея с Академией длится уже 10 лет, за это время наши отношения переросли в крепкую дружбу. В этом году приехали студенты, которые уже работали с нашей коллекцией в прошлом году. В связи с этим при подборе вещей, мы учитывали индивидуальный уровень мастерства каждого стажера-реставратора, его темп работы, чтобы за время практики, они могли привести свои работы в экспозиционный вид. Некоторые ребята взяли вещи, начатые в прошлом году.
В этом году студенты уже разделились по своей будущей специализации на реставраторов масляной живописи и реставраторов икон. Практика шла параллельно в двух группах. Прежде, чем приступить к работе, ребята под руководством своего наставника проговаривали все возможные сложности и особенности каждой картины или иконы. В ходе работы, мы увидели, как сильно за прошедший год выросло профессиональное мастерство наших стажеров. Если в прошлом году больше было сделано консервационных, противоаварийных мероприятий, то в этом году реставрация каждой вещи была сделана от а до я., начиная с технической реставрации холста или деревянной основы и заканчивая профессиональными тонировками живописного слоя. Ребята работали в тесном контакте с музейными реставраторами, которые подсказывали, направляли ход работы. Темперщикам в этом году досталась очень сложная икона огромного размера с серьезными повреждениями и прогибами деревянной основы. С ней работали сразу два студента под руководством музейного реставратора по мебели, реставрация деревянной основы была полностью завершена, икона, ранее состоявшая из двух половинок, теперь составляет цельный памятник.
Кроме музейных икон, ребята отреставрировали 5 икон из Саратовского Свято-Троицкого собора. Все иконы позднего письма, времени, когда иконописцы использовали очень разнообразные материалы, быстро менялся стиль и техника исполнения, постоянно появлялись новые материалы. Вместо темперы использовали масляные краски или смешанную темперно-масляную технику.
Иконы мы принесли в музей в аварийном состоянии, с угрозой утраты живописного слоя, студенты провели полную реставрацию всех пяти икон. Настоятель Свято-Троицкого собора иеромонах Пахомий полностью одобрил работу наших стажеров.
Реставраторы масляной живописи подготовили к будущим выставкам работы В. П. Кузнецова, Е. К. Маковского и др мастеров, многие вещи до реставрации лежали в папках в аварийном состоянии.
На Реставрационном Совете музея, который высоко оценил работу стажеров-реставраторов, генеральный директор музея Гродскова Тамара Викторовна выразила пожелание, чтобы именно эта группа студентов, которая работает у нас уже второй год, приезжала к нам и дальше. Таким образом, наш музей и дальше будет участвовать в их профессиональном росте, и кто знает, может в будущем кто-то приедет работать в наш музей.
Якунина Н.В.
Здесь вы можете ознакомиться с фоторепортажем мероприятия: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=783&id_header=118