Выставка «Свидетель эпохи»
В Литературном музее
к 85-летию художника А.Колоскова
Александр Макарович Колосков (1923 - 2007) родился в Александрове, ушел воевать в 1941, дошел до Будапешта и Вены, демобилизовался в 1947. Вернулся в свой родной Александров на ткацкий комбинат, а затем переехал в соседнее Струнино и трудился также на комбинате «5-й Октябрь». «Освободитель Европы» не умел держать язык за зубами и вскоре оказался в лагере. Осужден был на 15 лет; отсидел из них 6 – исторические обстоятельства изменились к лучшему. Проработал на комбинате до пенсии – вот простая канва его жизни.
Но есть и другое – внутреннее содержание, единое и неизменное. Мальчиком Колосков не помнил себя без карандаша, красок; рисовал стенгазеты, выпускал боевые листки на фронте. На фабрике, в окопах, на нарах в СИЗО, в лагерном бараке - в любых экстремальных условиях он оставался верен своему призванию, своей страсти. Только в 1960 году Александру Макаровичу удалось поступить в Народный Заочный Института культуры.
Выразителен откровенный монолог старого художника: «Я рисую каждый день. Если ты не будешь работать, то со временем у тебя все пропадет. Надо работать ежедневно, как пианист за роялем, как Сезанн, надо очень много рисовать. … Все свободное время пишу, постоянно пишу с натуры, учусь у природы… Ездил в Москву на выставки больших художников, «Джоконду» видел. И современной живописью интересуюсь. Было здоровье получше, каждую неделю ездил в Москву, в галереи. Меня даже в Пушкинском вахтеры узнавать стали. Без учебы нельзя. Копировать не надо, подражать не надо. А учиться надо всегда….»
Его девизом было: «Кисти не должны быль сухими!»
Он, наверное, родился художником, и всю жизнь с ним был карандаш, были краски, и была душа. Настоящая русская хорошая совестливая душа, открытая и незащищенная. Именно в этом сущность личности Колоскова, суть необычного и бесконечно привлекательного его искусства. Настоящая одержимость, преданность своему предназначению, бытовой аскетизм были только внешними проявлениями внутреннего огня, жажды высказаться.
Художник прошел «ад тюремных нар и неумолкающий многолетний грохот текстильной мануфактуры». Он хотел показать в своих картинах преисподнюю, которую весьма изобретательно создает человек на войне, в лагере, в условиях запущенного советского производства, в нищем быту.
Колосков очень любил писать портреты детские, девичьи; его деревенские пейзажи населены длинноногими подростками. Эпически прекрасны его закаты, полны необыкновенной поэзии деревенские пейзажи – с убогими домишками, разваливающимися заборами, хлябями дорог. Его пастухи, доярки, «сажатели картофеля» обожжены солнцем, и покрыты морщинами, как кора вековых деревьев. И все же: прекрасен мир Божий и его неотделимая часть люди; прекрасны, как ангелы, дети и старики.
На всем своем нелегком пути, замечательный художник Александр Макарович Колосков оставался верен своему искусству и пронес с собой исключительную совестливость и поэтичность в отображении окружающей его жизни.
Открытие выставки 24 июля в 14.00
Выставка работает с 25 июля по 16 августа
Выставка организована при участии Александровского художественного музея