НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка доспехов в Калининграде. Репортаж с открытия.

18 июля 2008Калининградская область
Калининградский областной историко-художественный музей
Модельер стального платья.

Впервые в Калининградском областном историко-художественном музее открылась выставка доспехов и вооружения 16-17 веков. Автор коллекции – оружейник из Белоруссии Сергей Нурматов – изготовил точные копии рыцарской брони, мечей, шестоперов, булав, чеканов шпаг. Воссоздать романтическую эпоху также помогли живописные полотна, украсившие музейные стены. На вернисаже временами звенела сталь. Гостям разрешалось потрогать вооружение и доспехи. Для музея – вольность немыслимая, а для любителей старины дремучей – просто награда. Кольчужка на мой размер не нашлась, а вот рукоять двуручного меча приятно тяжелила ладони. Эх, держись враг!

-Вообще-то кабаний меч использовался только на охоте, - прервал мои фантазии оружейник и доспешных дел мастер Сергей Нурматов. Волнообразным окончанием клинка вельможа старался попасть вепрю в глотку. Ловкий поворот эфеса, и дикий кабан становился призом.

- А если охотник промахивался? – не удержался я.

– Тогда трубадуры и менестрели слагали баллады о трагичной охоте сеньора и о безутешном горе его возлюбленной. – Гость из Белоруссии многозначительно покачал головой, и добавил:

- Я, кстати, по натуре – не рыцарь. Я считаю себя… модельером, который работает с металлом. Пытаюсь воссоздать облачение людей 16 века. Итальянцы той далекой поры для меня остаются непревзойденными мастерами. Мне нравится, подобно им, приталивать сталь по фигуре и делать доспехи удобными и красивыми. Вот привез свою коллекцию в Калининград. Рад, что многим понравилось.

С экспонатами еще до начала выставки внимательно ознакомился заместитель директора музея по научной работе Анатолий Валуев. Он подчеркнул, что современному оружейнику удалось повторить мастерство итальянских мастеров. Получилось не хуже. Более того, все предметы в коллекции С. Нурматова вполне функциональны.

- Вся коллекция - новодел, - сказал ученый, - но для историко-художественного музея – это все равно большое событие, поскольку можно воочию увидеть итальянские и немецкие доспехи 16-17 веков, а то, что их сделал мастер из Белоруссии, нисколько не умаляет ценность предметов, поскольку соблюдены мельчайшие детали. Кстати, неудобство доспехов – это миф. Действительно, турнирный доспехи – малоподвижны. Но они были предназначены исключительно для специальных видов боя. В кавалерийской атаке такая броня была малоэффективна. При весе доспеха в 70 кг рыцарь не мог самостоятельно подняться. Искушенные в рукопашных сражениях Средневековья испанцы говорили: потерял коня – потерял кирасира. Неслучайно знатного рыцаря во время похода окружали оруженосцы. Они обороняли своего господина, как эсминцы мощный авианосец. У пехоты, в отличие от всадников, доспехи были очень подвижны. В них можно было бежать, сражаться обеими руками, карабкаться на стены и даже лежать под обстрелом. Эта броня была не очень дорогой. Плохая сталь, небольшая толщина, отсутствие украшений. Вольный перевод ландскнехт – плохой доспех. Но именно пехота в средневековье была решающей силой во время сражений. Мобильные, жестокие, ландскнехты держали в страхе Европу на протяжении нескольких веков. Это были беспринципные наемники, презренная категория людей, которым отказывали в плене. Рыцари напротив считались хорошей добычей. За плененного знатного вельможу можно было получить приличный выкуп. Оставалась самая малость – победить рыцаря. В раннем средневековье на поле боя был свой кодекс чести. Рыцари вступали в единоборство с равными соперниками. Например, барон мог биться только с бароном, а виконт – с виконтом. На деле это выглядело так: на поле боя рыцари в сопровождении оруженосцев рыскали в поисках достойного поединщика. Ориентировались по гербам и флагам. Первыми от сословных предрассудков на поле брани отказались англичане. В начале Столетней войне отряды лучников и мелкопоместных сквайров разгромили французских рыцарей, мечтавших о славе первого среди равных. Доспехи поверженных знатных врагов тоже были важной добычей. За них можно было купить деревеньку или целый корабль. Как правило, они были немного потертыми, со следами ударов. Неудивительно, что в современной Европе их почти не осталось. В музеях в большинстве своем представлены парадные доспехи, которые преподносились вельможам в подарок. Они были красивы, и уже в то время использовались для оформления интерьеров. Традиция монархов изображать себя в рыцарском облачении сохранилось до 18 века. Существуют живописные полотна, на которых портреты российских императоров Петра I и Павела написаны в кирасах. Елизавета Петровна тоже закрепила свои права на Российский трон, изобразив себя в железных доспехах. Вот только надеть железные латы императрице вряд ли удалось. Дело в том, что доспехи ковались исключительно для мужчин. Это обусловлено не только гендерными предрассудками, но и особенностью женской фигуры. Все-таки сталь – не бархат, распороть-перешить не получится. Исключение было сделано только для легендарной Жанны д'Арк. Броня Орлеанской девы изготавливалась по специальному заказу. Толщина доспехов знати варьировалась от 3 мм до 12 мм. Прочность их была исключительная. Актуальность брони пропала только с появлением огнестрельного оружия. В арсенале средневековых рыцарей были и аркебузы, и прообразы штуцеров, которые на небольшой дистанции легко пробивали латы и кольчуги. И все же на полях сражений воины появлялись в стальном облачении вплоть до начала 18 века. В войне 1812 года тяжелая кавалерия была все еще облачена в кирасы. Особый вид всадников – кирасиры – предназначались для проламывания линии обороны. Вооружены кавалеристы были широкими палашами, напоминающими средневековые мечи. Военные инженеры тоже долго носили броню. Под огнем противника им приходилось строить фортификационные сооружения, или наоборот, делать проходы в полосе обеспечения противника. Пули на излете звонко стучали об панцирь, спасая жизни солдатам. Все изменилось уже в Крымскую кампанию, когда на вооружение мировых держав пришли нарезные ружья. С мушкетерами тоже вышло не все так просто. Отчаянные рубаки из королевской гвардии вопреки персонажам А.Дюма на самом деле носили стальные доспехи и широкополы шляпы из… железа. Придумали такие головные уборы немецкие мастера. Французы догадались обтянуть их бархатом и шелком. Со стороны – ажур, а на лбу абажур. Вооружение мушкетера тоже состояло не из шпаги, а мушкета, уключины и палаша. Шпаги, признался Сергей Нурматов, все же были, но только как парадное и дуэльное оружие.

С тех пор рыцарей любви и удачи стало меньше. Иные стали донкихотами, а прочие – лавочниками. Доспехи для последних – не более чем красивая безделица для сбора пыли. Только Сергей Нурматов кует свои мечи и кольчуги не для них. Его заказчики – музеи и рыцари из десятка исторических клубов, знающие толк хорошей брони и доброго удара. А еще модельер стали мечтает сделать доспехи для сына, чтобы мужчиной вырос: без страха и упрека.

В.Шелыгин.

www.museum.ru/N34431
Ваше мнение »»

»»Калининградский областной историко-художественный музей
Адрес:Калининградская область, г. Калининград, ул. Клиническая, 21
Проезд:От площади Победы - трамв. №№ 3, 5 до ост. "Дом быта"; все автобусы и троллейбусы, идущие к Южному вокзалу и площади Победы, до ост. "Гостиница "Калининград"
Телефоны:(4012) 994-900, +7 (911) 868-31-76
сайт:koihm.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru