Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет цикл выставок «Графический альбом Радищевского музея». Выставки, объединенные под таким названием, будут регулярно проходить в залах графики, составляющих неотъемлемую часть постоянной экспозиции в историческом здании музея (Радищева, 39). Первый зал посвящен резцовой гравюре XVIII – первой половины XIX веков.
Среди многочисленных печатных графических техник гравюра резцом на меди, называемая «классической», является одной из основных. Ее подлинное развитие в России началось с конца XVII в. В русле петровских преобразований она начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. В доминирующем жанре портрета он проявляется в «медальонном» типе обрамления, сообщающем изображению особую торжественность и пышность. Государственная ориентация на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры. Этот процесс ускоряется с приездом в Россию иностранных мастеров. В экспозиции представлены гравюры аугсбургцев И. Штенглина и Х. Вортмана, работавших в России в середине XVIII века, а также работы учеников последнего Г. Качалова и Ф. Матарнови.. Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшем в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Г.-Ф. Шмидт. За время 5-летнего пребывания в России он награвировал несколько великолепных портретов, среди которых – парадные портреты Елизаветы Петровны и графа К.Г. Разумовского. XVIII в. стал временем расцвета русской гравюры на металле. Укрепление этих позиций на рубеже XVIII – XIX в.в. и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью приглашенного из Аугсбурга И.-С. Клаубера. Этот тонкий мастер (портреты принцессы Баденской Елизаветы Алексеевны и митрополита Платона) стал прекрасным педагогом гравировального класса Петербургской Академии художеств. Несколько из них стали авторами серии видов окрестностей Петербурга, сыгравшей исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Выдающимся мастером резцовой гравюры стал лучший ученик Клаубера Н.И. Уткин. Он знаменит, в первую очередь, как портретист, образы которого отличаются подчеркнутой индивидуализацией. Таков портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, принесший ему огромную славу. В следующем зале экспонируются офорты второй половины XIX века. К середине XIX века резцовая гравюра постепенно уступает свои лидирующие позиции в сфере гравирования. Последним значительным мастером этой техники в России был талантливый ученик Ф.И. Иордана И.П. Пожалостин. За гравюру «Несение креста» он получил звание академика. Место резцовой гравюры, крайне трудоемкой и рациональной по своей природе, занял офорт - техника, обладающая легкостью изготовления, большим тиражом, а также живописностью и свободой художественных приемов, что отвечало веяниям новой эпохи. Одним из его мастеров был В.А. Бобров, чьи гравированные портреты получили широкую известность. Наряду с выразительными и разнообразными камерными портретами общественных деятелей и деятелей культуры в экспозиции представлены парадные изображения императора Александра II и императрицы Марии Федоровны. Рядом с ними - большой «Портрет Александра III» И.Н. Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего основателя Радищевского музея и напечатана на его офортном станке.
Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал В.В. Матэ, оставивший огромное наследие – почти 300 офортов. Среди них – портреты художников В.М. Васнецова, В.В. Верещагина, А.Д. Кившенко и А.П. Боголюбова.
Выдающимся офортистом был И.И. Шишкин, создавший более ста гравюр. Как и в живописи, все они посвящены изображению русской природы. В.А. Серов вошел в историю русского офорта как профессиональный и по-настоящему замечательный мастер. Среди лучших его работ – «Октябрь», поражающий удивительным лаконизмом и остротой офортного языка. Экспозиция залов графики подготовлена сектором графики научно-фондового отдела, отделами экспозиционно-выставочной работы, реставрации. Экспонированию листов предшествовала большая подготовительная работа. Многие из них были отреставрированы в течение нескольких последних лет реставратором музея А. Коневцевой. Значительная часть произведений не экспонировалась около полувека, некоторые музей показывает впервые.
Зав. сектором графики научно-фондового отдела Боровская М.И. Подробная информация о выставке: http://www.radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=3104 Фоторепортаж открытия выставки: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=778&id_header=118