НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Уникальная выставка графических произведений из коллекции Радищевского музея.

c 2 июля по 1 октября 2008Саратовская область
Н.С. Тараканова. Открытие выставки ''Графический альбом''. 2008. Радищевский музей
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет цикл выставок «Графический альбом Радищевского музея». Выставки, объединенные под таким названием, будут регулярно проходить в залах графики, составляющих неотъемлемую часть постоянной экспозиции в историческом здании музея (Радищева, 39). Первый зал посвящен резцовой гравюре XVIII – первой половины XIX веков.

Среди многочисленных печатных графических техник гравюра резцом на меди, называемая «классической», является одной из основных. Ее подлинное развитие в России началось с конца XVII в. В русле петровских преобразований она начинает отражать государственные интересы, в ее тематике доминирует изображение празднеств и фейерверков, триумфов и военных побед, а также их творцов, происходит формирование нового репрезентативного стиля. В доминирующем жанре портрета он проявляется в «медальонном» типе обрамления, сообщающем изображению особую торжественность и пышность. Государственная ориентация на Запад приводит к европеизации резцовой гравюры. Этот процесс ускоряется с приездом в Россию иностранных мастеров. В экспозиции представлены гравюры аугсбургцев И. Штенглина и Х. Вортмана, работавших в России в середине XVIII века, а также работы учеников последнего Г. Качалова и Ф. Матарнови.. Первым мастером по-настоящему европейского уровня, прибывшем в Петербург в царствование Елизаветы Петровны, стал немец Г.-Ф. Шмидт. За время 5-летнего пребывания в России он награвировал несколько великолепных портретов, среди которых – парадные портреты Елизаветы Петровны и графа К.Г. Разумовского. XVIII в. стал временем расцвета русской гравюры на металле. Укрепление этих позиций на рубеже XVIII – XIX в.в. и в последующие десятилетия во многом было связано с личностью приглашенного из Аугсбурга И.-С. Клаубера. Этот тонкий мастер (портреты принцессы Баденской Елизаветы Алексеевны и митрополита Платона) стал прекрасным педагогом гравировального класса Петербургской Академии художеств. Несколько из них стали авторами серии видов окрестностей Петербурга, сыгравшей исключительную роль в дальнейшем развитии русской пейзажной гравюры. Выдающимся мастером резцовой гравюры стал лучший ученик Клаубера Н.И. Уткин. Он знаменит, в первую очередь, как портретист, образы которого отличаются подчеркнутой индивидуализацией. Таков портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, принесший ему огромную славу. В следующем зале экспонируются офорты второй половины XIX века. К середине XIX века резцовая гравюра постепенно уступает свои лидирующие позиции в сфере гравирования. Последним значительным мастером этой техники в России был талантливый ученик Ф.И. Иордана И.П. Пожалостин. За гравюру «Несение креста» он получил звание академика. Место резцовой гравюры, крайне трудоемкой и рациональной по своей природе, занял офорт - техника, обладающая легкостью изготовления, большим тиражом, а также живописностью и свободой художественных приемов, что отвечало веяниям новой эпохи. Одним из его мастеров был В.А. Бобров, чьи гравированные портреты получили широкую известность. Наряду с выразительными и разнообразными камерными портретами общественных деятелей и деятелей культуры в экспозиции представлены парадные изображения императора Александра II и императрицы Марии Федоровны. Рядом с ними - большой «Портрет Александра III» И.Н. Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего основателя Радищевского музея и напечатана на его офортном станке.

Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал В.В. Матэ, оставивший огромное наследие – почти 300 офортов. Среди них – портреты художников В.М. Васнецова, В.В. Верещагина, А.Д. Кившенко и А.П. Боголюбова.

Выдающимся офортистом был И.И. Шишкин, создавший более ста гравюр. Как и в живописи, все они посвящены изображению русской природы. В.А. Серов вошел в историю русского офорта как профессиональный и по-настоящему замечательный мастер. Среди лучших его работ – «Октябрь», поражающий удивительным лаконизмом и остротой офортного языка. Экспозиция залов графики подготовлена сектором графики научно-фондового отдела, отделами экспозиционно-выставочной работы, реставрации. Экспонированию листов предшествовала большая подготовительная работа. Многие из них были отреставрированы в течение нескольких последних лет реставратором музея А. Коневцевой. Значительная часть произведений не экспонировалась около полувека, некоторые музей показывает впервые.

Зав. сектором графики научно-фондового отдела Боровская М.И. Подробная информация о выставке: http://www.radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=3104 Фоторепортаж открытия выставки: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=778&id_header=118

www.museum.ru/N34387
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2023  x    ?  


Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка "Петербург в цветной линогравюре" в Российской национальной библиотеке

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Выставка акварели «Город на воде»

Самиздат. Музыка времен запрета

Выставка живописи Ларисы Наумовой в Российской академии художеств

Anton Angel. ReEvolution

История одной книги. Александр Блок. Ямбы

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Юрий Купер. Сфумато

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru