Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Нижегородский государственный художественный музей, при грантовой поддержке Фонда Форда, в рамках проекта «Музейный АРСЕНАЛ» Юрий Альберт - «Рассказы об искусстве».
На выставке Юрий Альберта «Рассказы об искусстве» демонстрируются проекты автора разных лет. Для Юрия Альберта особое значение имеет вербальный аспект изобразительного искусства, и потому его работы нередко представляют собой тексты, допускающие множество интерпретаций. В большой серии графических листов кропотливо отрисованы его собственные каталоги, опубликованные рецензии о его выставках. А на больших черных планшетах тексты неосуществленных по разным причинам проектов. В видеоинсталляции «Салоны»: в зрительном зале расставлены рядами стулья, экран подрагивает и колеблется, на нем мелькают какие-то невнятные точки – кажется, кино вот-вот начнется или только что закончилось. Но никакого изображения не появляется, и оказывается, что фильм состоит только из саундтрека – в течение примерно десяти часов голос автора читает вслух книгу Дени Дидро «Салоны» – блестящие рецензии на состоявшиеся 250 лет назад и давно забытые выставки давно забытых художников. В одном из залов висит бегущая строка (произведение «За что меня не любят», 2007), на которой появляются высказывания критиков, художников и кураторов о том, что им не нравится в творчестве Юрия Альберта, и по этим весьма противоречивым высказываниям можно попытаться представить себе этого художника. Юрия Альберта всегда интересовало место и назначение зрителя в изобразительном искусстве. Феномену «зрительства» посвящена и серия перфомансов «Экскурсия с завязанными глазами». Это обычные экскурсии по экспозиции разных музеев для приглашенных участников. Экскурсовод должен был произносить свой текст как обычно: «Посмотрите туда-то, на этой картине вы видите то-то». Единственное отличие – у всех участников завязаны глаза. Экскурсии длились около часа и все это время участники пытались вообразить или вспомнить те шедевры, о которых им рассказывал экскурсовод, одновременно борясь со страхом споткнуться, упасть или врезаться в стенку. Подобные перфомансы проводились во многих музеях мира от Италии до Москвы, в том числе в Берлинской Картинной галерее, Городском Музее Перуджи, Государственной Третьяковской Галерее и в Музее Людвига в Кельне. Документация этих перфомансов представлена в видеоинсталляции. Фильмы производят странное впечатление - камера шатается, то видны чьи-то ноги, то-потолок, то-пустые стены. Кажется, что снимал слепой. Так оно и есть, ведь все фильмы сняты с завязанными глазами одним из участников экскурсии. Юрий Альберт живет и работает в Москве и в Кельне. Он является представителем второго поколения русского концептуализма, которое появилось в русском искусстве в начале восьмидесятых годов и со времен перестройки играет в нем важную роль.
Вернисаж состоится 11 июля 2008г. в 16-00 по адресу - Нижегородский государственный художественный музей, Верхне-Волжская наб.,3
W W W . A R T . N N O V . R U