Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Нижегородский государственный художественный музей при грантовой поддержке Фонда Форда в рамках проекта «Музейный АРСЕНАЛ» Юрий Альберт «Рассказы об искусстве»
На выставке Юрий Альберта «Рассказы об искусстве» демонстрируются проекты автора разных лет. Для Юрия Альберта особое значение имеет вербальный аспект изобразительного искусства, и потому его работы нередко представляют собой тексты, допускающие множество интерпретаций. В большой серии графических листов кропотливо отрисованы его собственные каталоги, опубликованные рецензии о его выставках. А на больших черных планшетах тексты неосуществленных по разным причинам проектов. В видеоинсталляции «Салоны»: в зрительном зале расставлены рядами стулья, экран подрагивает и колеблется, на нем мелькают какие-то невнятные точки – кажется, кино вот-вот начнется или только что закончилось. Но никакого изображения не появляется, и оказывается, что фильм состоит только из саундтрека – в течение примерно десяти часов голос автора читает вслух книгу Дени Дидро «Салоны» – блестящие рецензии на состоявшиеся 250 лет назад и давно забытые выставки давно забытых художников. В одном из залов висит бегущая строка (произведение «За что меня не любят», 2007), на которой появляются высказывания критиков, художников и кураторов о том, что им не нравится в творчестве Юрия Альберта, и по этим весьма противоречивым высказываниям можно попытаться представить себе этого художника. Юрия Альберта всегда интересовало место и назначение зрителя в изобразительном искусстве. Феномену «зрительства» посвящена и серия перфомансов «Экскурсия с завязанными глазами». Это обычные экскурсии по экспозиции разных музеев для приглашенных участников. Экскурсовод должен был произносить свой текст как обычно: «Посмотрите туда-то, на этой картине вы видите то-то». Единственное отличие – у всех участников завязаны глаза. Экскурсии длились около часа и все это время участники пытались вообразить или вспомнить те шедевры, о которых им рассказывал экскурсовод, одновременно борясь со страхом споткнуться, упасть или врезаться в стенку. Подобные перфомансы проводились во многих музеях мира от Италии до Москвы, в том числе в Берлинской Картинной галерее, Городском Музее Перуджи, Государственной Третьяковской Галерее и в Музее Людвига в Кельне. 7 июля 2008г. в 15:00 такая экскурсия пройдет в Нижегородском государственном художественном музее ( Кремль, корпус 3). Документация этих перфомансов представлена в видеоинсталляции. Фильмы производят странное впечатление - камера шатается, то видны чьи-то ноги, то-потолок, то-пустые стены. Кажется, что снимал слепой. Так оно и есть, ведь все фильмы сняты с завязанными глазами одним из участников экскурсии. Юрий Альберт живет и работает в Москве и в Кельне. Он является представителем второго поколения русского концептуализма, которое появилось в русском искусстве в начале восьмидесятых годов и со времен перестройки играет в нем важную роль. ВЕРНИСАЖ состоится 11 июля (пятница) 2008г. в 16-00 Нижегородский государственный художественный музей, Верхне-Волжская наб.,3
W W W . A R T . N N O V . R U