РОСФОТО, При поддержке Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге, Галереи Blickensdorff представляет Yottak!_08, Yotta Kippe (Германия) 17.07 – 31.08.2008. Открытие 16.07 в 18.00
Выставка Йотты Киппе (Yotta Kippe) - третий совместный проект РОСФОТО с берлинской галереей Blickensdorff. В 2005 году петербургские зрители увидели работы Йоахима Шмидта, а годом позже – коллекцию европейского видеоарта. Настоящий проект, в названии которого (Yottak!_08) нетрудно угадать имя берлинской художницы, был с успехом показан в Берлине и Стокгольме. С технологической точки зрения, эти работы являют собой результат цифровой обработки и наложения многочисленных изображений одного и того же объекта. Дополнение, что объектом всегда служит человеческое лицо, вряд ли является достаточным аргументом в пользу определения Киппе как художницы самобытной, на редкость последовательно осуществляющей свои намерения. А дело, видимо, обстоит именно так или можно воскликнуть: «йоттак!». Не особенно сложно обнаружить косвенные аналогии манеры Киппе. В этом контексте уже упомянуто одно выдающееся имя - А. Явленского, предположительно, в связи с его работами тридцатых годов прошедшего столетия, ликами – лицами, мощное излучение которых принадлежит сумрачной неразличимости мира и рождено тем религиозным чувством свободы, что отрицает права индивидуальности. Зрителю не склонному искать удобные общие признаки есть смысл прислушаться к мнению восторженного ценителя работ Йотты Киппе. В своей статье о художнице он не связывает ее творчество с какой-либо традицией, не называет каких-либо громких имен - современных художников первого ряда или мастеров прошлого, что, как известный куратор и авторитетный историк фотографии, мог бы сделать вполне убедительно. Ян-Эрик Линдстрем, директор музея визуального искусства BildMuseet (Умеа, Швеция) считает важнейшей чертой Киппе парадоксальное отношение «к лицу, главному источнику творческого воображения и создаваемых образов, и вместе с этим, беспредельно послушному воле художника, сырому материалу». Лундстрем пишет: «Лица в проекте “Yottak!“ – визуальные образы, не связанные ни с телом, ни с местом действия, оказываются «ловушкой» для зрителя, потому что отказываются «подразумевать», отсылать к каким-либо «смыслам». Они гипнотизируют вас, лица “Yottak!“, но ничего не говорят о себе… Человеческое лицо непрерывно стирается, обесцвечивается до точки потери всех своих физических свойств, искажается, деформируется; его черты становятся неузнаваемыми». Однако Я.-Э. Лундстрем справедливо уточняет, что работы Киппе обладают не только «гипнотическим воздействием, они сверхъестественно красивы».
Выставка фотографии «Другая столица». Новая харьковская фотография 24.07. — 31.08.2008
Кураторы этой выставки выбрали название «Другая столица - новая харьковская фотография», подразумевая обстоятельства, которые необходимо пояснить. Прежде всего, харьковская школа фотографии действительно существует. Речь, конечно, не только о знаменитом ФЭДе – заводе, до недавнего времени выпускавшем одноименные фотоаппараты. Если имена Е. Павлова, А. Супруна и других участников группы «Время», созданной в семидесятые годы, известны, в основном, профессионалам, то ныне живущий в Германии Михайлов является одним из самых почитаемых в мире современных мастеров. Получение престижной премии Хассельблат бесспорно подтверждает его высокий статус. Б. Михайлов бывает в Харькове и проводит мастер-классы с молодыми фотографами, работы которых представлены на выставке в РОСФОТО, так что они по праву называют себя учениками мэтра. Белла Логачева создает черно-белые фотографии, по определению самой художницы, «нарочито невысокого качества, подчеркивая обыденный характер сюжетов». Фотография с ее точки зрения «не запечатлевает момент времени, а как бы запаздывает, упустив событие». Сергей Кочетов – участник выставки "Сarte blanche a Boris Mikhailov" в Cite Internationale des Arts (Париж, 1999) - работает совместно с отцом, и они часто ставят две подписи на фотографии. Художник, видимо, отвечает таким образом на жест учителя, поместившего на упомянутой выставке работы харьковских фотографов без имен, как единую композицию. Как и названные художники, Александр Маслов, Илья Павлов и Мария Норазян, по собственному признанию, «считают пространство и дух родного города главным источником вдохновения и едва ли не единственным сюжетом». Город, а как мы помним, именно фотография харьковского Дома государственной промышленности во «Всемирной архитектурной энциклопедии» служит иллюстрацией для статьи о конструктивизме, несомненно достоин столь преданного отношения. Кажется, «дух» интересует новое поколение харьковской фотографии больше, чем «пространство», что тем более вызывает уважение и искренний интерес. Знаменитый харьковчанин Эдуард Лимонов писал: «Хотя и провинциальный, но бывшая столица Украины, Харьков умел играть в культурные игры». Белла Логачева, Сергей Кочетов, Александр Маслов, Илья Павлов и Мария Норазян, похоже, не растеряли этого умения.
Совместно с Харьковской городской художественной галереей. www.mgallery.kharkov.ua