На международной выставке Третьяковская галерея показывает русские иконы, они написаны темперой по дереву, представлены памятники с XIV по XIX век. Сюжеты традиционные "Богоматерь Владимирская", "Покров", "Рождество Христово", "Рождество Богородицы", "Троица". Эти темы встречаются в иконописи разных стран.
Национальное своеобразие русской иконописи отображено в памятнике "Князь Владимир" из деисусного чина (первая треть XV века). Здесь можно увидеть приемы, которые характерны для русской школы в целом: охристый лик с пробелами света, красный плащ - гиматий, приглушенный синий хитон, золотистый фон. Близкие по манере письма иконы "Князья Борис и Глеб" (середина XV века), но здесь уже герои одеты не в античные одежды, они облачены в костюмы своего времени: княжеские кафтаны с орнаментами, шубы с длинными рукавами, как носили бояре. Лики святых светлые, одухотворенные. Фигуры написаны на светлом фоне. Из канонических сюжетов выделяется икона "Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре" (начало XVI века). Братья Флор и Лавр почитались как покровители коней и конского воинства. Изображение святых и архангела перенесены на второй план, главными героями этого памятника стали белые, красные, серые, черные лошади. На иконе "Чудо Георгия о змие" (первая половина XVI века) изображено борение светлых и злых сил, всадник на белом коне побеждает темного дракона.
Особенно интересны две иконы из личного собрания П.М. Третьякова "Птоломей Филадельф, царь египетский" и "Смертный человек, бойся того, кто над тобою" (начало XVIII века). Обе иконы изображают сюжеты нравоучительных притч. В этих памятниках уже меняется характер письма в сторону большего жизнеподобия, но еще сохраняются некоторые приемы традиционного иконописного языка.
Украина и Беларусь представила иной тип иконописи. Лишь небольшая часть украинских и белорусских икон выполнены темперой. В основном иконописцы работали маслом. Масляная техника отлична от темперной, иной строй письма этих памятников сразу заметен. Украинские иконы привезли из Национального Киевско-Печерского историко-культурного заповедника. Обратим внимание на икону "Святитель Николай" (конец XVII века). Украинские мастера пишут лики не только в охристом цвете, как это делали русские иконописцы, они добавляют черный цвет в тенях. Несмотря на большую прописанность памятника, образе святого нет такого "светлого лика", как решается этот образ в русской традиции. Конечно, есть среди украинских работ, которые тронут сердце зрителя, несмотря на различие живописных школ. "Богоматерь Ильинская Черниговская" (XVIII век) написана с большим духовным чувством. Национальное своеобразие ощущается в памятнике "Христос - Виноградная лоза" (первая половина XIX века), в иконе "Пеликан" (первая половина XIX века), птица разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов.
Шедевром белорусской иконописи является "Богоматерь Одигитрия" (1678 год) - лирический образ. В других белорусских иконах чувствуется значительное влияние западно-европейской живописи. Это легко объяснимо, Беларусь поликонфессиональная страна, православная линия здесь развивалась наравне с католической. Порой одни и те же живописцы работали и в православных и в католических храмах, что отразилось на характере иконописи. В XVIII веке иконописцы писали и светские портреты заказчиков. Ряд икон показывает влияние белорусского народного искусства на иконопись.
Выставка не ставит перед собой задачи показать, что искусство одной стороны более развито или более духовно, нежели произведения другой страны. Выставка будет показана позже в Киеве и в Минске. Каждая страна может расширить национальную составляющую на своей выставке. Задача выставки - познакомить посетителей в разнообразием древнеукраинской и древнебелорусской живописи, которую мы действительно мало знаем (Н. Трегуб)