Борух – творческий псевдоним художника Бориса Аркадьевича Штейнберга (1938-2003). Так его стали называть, когда в доме Штейнбергов появился еще один Борис – приехал из лагеря после освобождения друг отца, художник Борис Петрович Свешников. В дальнейшем Борух оставил себе это имя, чтобы его не путали с братом - художником Эдуардом Штейнбергом и отцом - Аркадием Штейнбергом, известным филологом, переводчиком, поэтом, художником и музыкантом. Борух - нонконформист с рождения. Он был сыном «врага народа» (Аркадия Акимовича не миновала участь сотен тысяч людей в сталинское время: десять лет он провел в лагерях). Не захотел терпеть травлю в школе за еврейское происхождение и отца, и со второго класса (после жестокой драки с директорским сыном) перестал посещать занятия. Таким образом, Борух получил домашнее образование у отца, вернувшегося из лагеря, когда ему уже исполнилось 14 лет. Оно оказалось блестящим: Борух начинает писать рассказы и стихи. Его семья тогда живет в Тарусе, маленьком городке, но известный как «островок интеллектуалов». Отец и интереснейший круг его друзей оказали на Боруха большое влияние. В конце 50-х - начале 60-х среди литераторов и художников складывается так называемая «Тарусская группа» ( Аркадий Штейнберг, его сыновья, Константин Паустовский с семьей, Надежда Мандельштам, Николай Заболоцкий, Ариадна Цветаева-Эфрон, художники Борис Свешников, Дмитрий Плавинский, часто приезжают Анатолий Зверев, Александр Харитонов). В 1957 году Борух знакомится с приехавшими на практику студентами художественного факультета ВГИКа Игорем Вулохом и Виталием Каневским. После этого он делает свои первые ташистские работы. Уже в Москве в 1963 году Борух прекращает занятия литературой и увлекается визульным творчеством. После первых поп-артистских работ (ассамбляжей) в конце 1960-х Борух начинает создавать «металлические» картины. Материалом для своих творений он избирает производственные отходы: перфорированную металлическую ленту – от штампа. «Я пытался отнять у картины статику и придать ей фиктивное движение таким образом, чтобы в обработанных металлических деталях отражалась окружающая среда. Таким образом, работы переставали быть неподвижными». Они получались удивительно пластичными, с абстрактным или фигуративным сюжетами. При помощи столь сложной фактуры можно было создать и портрет, и пейзаж, и геометрическую композицию. Это уже картины-объекты - тенденция, характерная для искусства авангарда 70-х, но даже в этом, как и в осмыслении наследия конструктивизма, Борух - новатор. Для него всегда была чрезвычайно важна фактура. Его работы часто трехмерны. До конца понять замысел можно только при внимательном рассмотрении произведения. Фотографии и репродукции искажают, упрощают восприятие. В самом конце 1970-х Борух, находясь в больнице, начинает заниматься графикой. В отличие от внешней нарочитой жесткости металлических работ, его рисунки воздушные и тонкие – созданы с помощью мельчайших точек темперой, гуашью, тушью или фломастером. В этих работах появляется разнообразие цвета– от пастельно-нежных до люминесцентно-ярких красок. Внимательно изучив «Книгу знаков» Рудольфа Коха, он создает серии на библейские темы, используя систему древних религиозных символов. Параллельно с «точечной» графикой, в начале 1980-х создаются яркие работы фломастером. Борух не бросает и металл. Избранные им сюжеты нередко переосмысляются и в живописной абстракции, где геометрические формы и знаки переплетаются и обретают новый смысл. Через все творчество художника проходит тема свободы и несвободы. В жизни – прямой, вспыльчивый и горячий, Борух в своем искусстве никогда не высказывался прямолинейно, ведя, скорее спокойный философский разговор о внутренней свободе личности. Он участвовал в важнейших политических акциях советских художников-нонконформистов в 1970-е: в так называемой «Бульдозерной выставке», на выставке в Измайлово, в павильоне «Дом Культуры» на ВДНХ, многочисленных квартирных выставках. С 1970-го года его произведения участвовали в выставках за границей и лишь впервые были показаны на родине в 1991 году в масштабном проекте «Другое искусство» в Государственной Третьяковской галерее.
Выставка в музее «Другое искусство» Музейного центра РГГУ приурочена к 70-летию со дня рождения художника.
Куратор выставки Юлия Лебедева. Вернисаж состоится 5июня 2008 года в 17.00. в выставочном зале Музейного центра РГГУ на 2 этаже.
Выставка работает с 10.00 до 16.00 кроме воскресения и понедельника.
http://other-art.rsuh.ru, e-mail: , сайт художника www.borukh.ru