Круглый стол состоялся 30 мая 2008 г. в рамках X всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2008» по итогам реализации проектов-победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2003-2008 гг., проводимого Благотворительным фондом В. Потанина, Министерством культуры Российской Федерации при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).
Участники Круглого стола: Н.Ю. Самойленко - исполнительный директор Благотворительного фонда В.Потанина, О.В. Синицына - заместитель Генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино, эксперт по мониторингу Конкурса, модератор Круглого стола, Г.В. Вдовин – директор музея-усадьбы «Останкино», член жюри Конкурса, Л.К. Александрова – исполнительный директор Союза музеев России, член жюри Конкурса, Т.В. Гафар - координатор конкурса по Южному федеральному округу, победитель Конкурса 2004 г. С.В. Сазонов – директор АНО Траст «Культурное наследие», победитель Конкурса 2006 г. В.А. Шалай – автор и руководитель проекта «Лабиринты острова Русский», победитель Конкурса 2007 г.
Темы обсуждения:
В настоящее время проектная культура получила широкое распространение в самых различных сферах деятельности, в том числе и в музейной. За пять лет работы конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» создана уникальная база успешных проектов, становящихся образцами музейного проектирования и позволяющих судить о состоянии дел в этой сфере. Назрела необходимость подводить первые итоги, обсудить достижения и ошибки, определить дальнейшие тенденции развития проектной музейной культуры в России. В связи с этим были предложены следующие темы для обсуждения:
1. История развития Конкурса и его проекты-победители.
2. Современный музейный менеджер в России: лидер сообщества или нарушитель устоев?
3. Влияние проектной деятельности на изменение ситуации в музейной сфере.
Круглый стол начался с выступления Н.Ю. Самойленко, представившей конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Главная задача Благотворительного фонда В. Потанина - создать условия для творческого развития сотрудников российских музеев, дать им возможность экспериментировать в своей работе. С этой целью была придумана оригинальная двухступенчатая схема проведения конкурса. Авторы заявок, прошедших в полуфинал, приезжают на семинары, где они знакомятся друг с другом, работают с экспертами и таким образом учатся делать то, с чем они мало сталкиваются в своей повседневной работе: бюджетированию, написанию проектных заявок, раскрутке проектов и пр. После этого они дорабатывают свои заявки и вновь присылают их на суд жюри. Другая важная особенность Конкурса заключается в том, что все музеи – маленькие и большие, столичные и региональные - участвуют в нем на равных условиях. Таким образом, формируется сообщество творческих людей, готовых помогать друг другу, делиться успехами и трудностями. Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются многие победители конкурса, это продвижение своих идей. Зачастую от них требуется большое дипломатическое искусство, чтобы в дальнейшем наладить диалог как и со своим коллективом, так и с местными органами власти. Если людям удается преодолеть эти сложности и довести идею до конца, то в этом и заключается главная победа. Своим опытом поделились победители Конкурса, присутствовавшие на Круглом столе. При работе над проектом очень важно учитывать реакцию власти, отметил В.А. Шалай. Если деятельность идет вразрез с ее интересами, то возникает немало сложностей. В случае с проектом «Лабиринты острова Русский» диалог с властью начался только год спустя, и тогда же пришел первый успех. По мнению С.В. Сазонова крайне важно, чтобы проект соответствовал текущей ситуации в музее. Часто случается, что проект отрывается от миссии самого музея, и в этом случае проектировщик сталкивается с непониманием со стороны своих сотрудников. Одним из критериев, позволяющим исключить подобную ситуацию, может быть использование предметов из фондов музея в работе над проектом. По словам Т.В. Гафар, крайне важно еще на этапе написания заявки представлять себе, как будет реализовываться задуманное. В этом случае многие иллюзии исчезают, а проект становится сильнее. Кроме того, она обратила особое внимание на то, что победа в Конкурсе сыграла большую роль в жизни Волгоградского музея изобразительных искусств. После успешной реализации проекта «Уроки Леонардо» бюджет музея на следующий год не был урезан, как это происходило на протяжении многих лет. Как отметила О.В. Синицына, одна из главных отличительных черт Конкурса, - это продолжение работы с победителями благодаря эффективной системе консультирования и мониторинга реализованных проектов. Все проектировщики могут обращаться к экспертам Конкурса, если в этом возникает необходимость. О том, как важно продолжать работу, если не удалось выиграть в Конкурсе с первого раза, рассказал Г.В. Вдовин. У многих складывается впечатление, что существует некоторый заговор членов жюри и экспертов, из-за чего выигрывают те или иные проекты и проигрывают другие. Но эта иллюзия, которую необходимо разрушать. Многие музеи выигрывают Конкурс со второго, третьего или даже четвертого раза. А для победителей, имеющих безусловные преимущества по отношению к другим участникам Конкурса, в этом году специально была введена «Авторская номинация», в которой могут принимать участие только финалисты прошлых лет, подчеркнула Н.Ю. Самойленко.
По мнению Л.К. Александровой, важнейшая заслуга Конкурса заключается в том, что он учит музейных сотрудников проектной работе. Сейчас проектная деятельность становится нормой жизни, и очень скоро финансирование государственных организаций будет строиться по программно-проектному принципу. И тот опыт, который получили музеи, участвовавшие в Конкурсе на протяжении пяти лет его работы, очень скоро пригодится им в их повседневной жизни.
Экспозиционная часть:
В рамках фестиваля «Интермузей-2008» на стенде, посвященном Конкурсу, были представлены пять проектов-победителей 2003-2008 гг.: «История со вкусом» (г. Коломна), «Уроки Леонадро» (г. Волгоград), «Гражданская эстафета» (г. Ижевск), «Саратовское озеро» (г. Саратов), «Лабиринты острова Русский» (г. Владивосток). 28-29 мая проходила презентация проекта «История со вкусом» с дегустацией коломенской пастилы, изготовленной по технологии XIX в., а 31 мая - презентация проекта «Уроки Леонардо», во время которой любой желающий мог смешать краски по технологии итальянских мастеров и отлить рельеф из гипса. Фото Александра Артамонова.